Раби Элазар бен Азария

News image

Раби Элазар бен Азария — один из выдающихся мудрецов ешивы в ...

Где ты?

News image

В 1798 году раввин Шнеур Залман из Ляд был заключен в ...

Рав ЙОСЕФ бар ХИЯ

News image

Рав Йосеф бар Хия (в Талмуде назван просто «рав Йосеф»; ум...



Обрезание (брит мила)

обрезание (брит мила)

*Мила (от корня моль глагола ламу ль — обрезывать) — обрезание, совершаемое специалистом (могелем) по закону Торы в знак завета между Б-гом Израиля и потомством Авраама (евреями).

Я Б-г Всемогущий, ходи передо Мною и будь непорочен... И установлю завет (брит) Мой между Мною и тобою (Авраамом) и между потомством твоим после тебя во (всех) поколениях, как завет вечный, чтобы быть Б-гом тебе и потомству твоему после тебя. И дам тебе и потомству твоему после тебя... всю землю Кнаан во владение вечное,.. Ты же соблюдай завет Мой, и ты, и потомство твое после тебя в поколениях их... Да будет обрезан (имоль) у вас каждый мужчина... Это будет знаком брита между Мною и вами... Восьми дней от рождения да будет обрезан (имоль) у вас в поколениях ваших каждый мужчина... — БРЕШИТ 17:1, 7-12

Быть цельной личностью

Быть цельной личностью не значит быть совершенным: люди несовершенны. Но это значит быть целеустремленным и искренним. Человек, уставший от того, что собственные стремления. бросают его из стороны в сторону, который горячо жаждет обрести одну-единственную цель в жизни и стремится к ней напрягая все свои силы, достоин вступить в завет с Б-гом.

Народ Израиля — это народ завета. Мы взяли на себя задачу вести мир к безраздельной преданности воле Б-га. Во фрагментах из Торы, приведенных выше, говорится, что Эрец Исраэль была дана нам именно для осуществления этой цели — для того, чтобы показать, что на этой благотворной основе можно создать полноценное общество и цивилизацию.

Во время изгнания многие евреи утратили чувство цели; потоки чуждых цивилизаций уносили их в разные стороны. Прославленная и во многих отношениях замечательная западная цивилизация в определенных аспектах совершенно не отвечает требованиям Торы. Но даже когда по понятным, но от этого не менее печальным, причинам евреи забывали о смысле завета, они, как правило, сохраняли знак завета. (Мы не говорим сейчас о ситуациях, когда, как, например, в СССР это было просто физически невозможно.) Слова Б-га, обращенные к АвраРаму: ... завет Мой между Мною и тобою и между потомством твоим после тебя в поколениях их, как завет вечный... — обращены и к нашему поколению.

Знак завета

Как было отмечено в главах 22-23, сексуальное влечение — один из наиболее сильных инстинктов. Злоупотребление им может погубить человека, семью, все общество. Используемое в благих целях и в соответствии с принципами Торы, это влечение играет огромную положительную роль в построении семьи и общества.

Нетрудно понять, почему печать завета находится на мужском половом органе. Разумное использование полового влечения — ключ к созданию цивилизации Торы.

Мицва милы велит удалять крайнюю плоть, которая называется в Торе орла. Мы уже сталкивались с этим термином в главе 14, говоря о молодых фруктовых деревьях, плоды которых — орла, и ими запрещено пользоваться в первые три года после посадки.

По своей природе человек эгоистичен; ему свойственно стремление брать , а не давать . В своем естественном состоянии, лишенный благотворного действия Торы, человек подчиняет свое сексуальное влечение эгоистическим целям. Поэтому мужской половой орган в своем естественном состоянии покрыт орла. С точки зрения Торы, это знак того, что такой человек ограничивается удовлетворением исключительно эгоистических потребностей. Еврею велено избавиться от этого ограничения.

Еврейский образ жизни предполагает использование сексуального влечения для осуществления высших целей Торы — для создания и укрепления еврейского брака и еврейской семьи, открывающей человеку путь в бессмертие.

Таково значение брит мила.

Жить полноценной жизнью

При даровании Торы мы получили предостережение не следовать существовавшим в то время в культурах иных народов нормам половых отношений. Подобное предостережение очень пригодилось бы и в наше время. В так называемом цивилизованном мире, в котором мы живем, стремительно растет количество разводов и разбитых семей. Казалось бы, развитие цивилизации должно приносить людям счастье и радость, но мы видим обратное. Мицва обрезания как бы велит нам остановиться и осознать абсурдность происходящего;

мы видим, что вседозволенность, иными словами — себялюбие, в половых отношениях обедняет нашу жизнь, мешает нашему счастью. Между тем, задачи, которые ставит перед нами Тора, открывают бесконечные горизонты для творческой деятельности на благо людям.

Мы получили Страну Израиля для того, чтобы создать в ней цивилизацию Торы и показать народам мира, что можно жить полноценной жизнью, не повторяя их ошибок.

Восьмой день

Брит мила совершают на восьмой день после рождения мальчика. Мы уже говорили о значении восьмого дня /гл. 47/. В символике Торы число восемь всегда обозначает духовный мир, превосходящий земной. Контроль над могущественными природными инстинктами может быть установлен только с помощью духовного начала, являющегося источником и самой Торы.

Обрезание совершают в младенчестве. Младенец не может принять сознательное решение, этого от него и не требуется. Уже сам факт, что ребенок родился евреем, означает, что ему дарована возможность еврейского — неэгоистического — образа жизни. Знак завета на его плоти напоминает ему, что он должен направить все свои способности на достижение святых целей Творца, на добрые дела, на отдачу в самом широком смысле этого слова.

Способность к изменению

Мицва мила связана с изменением тела человека. Она указывает на один из основных принципов Торы: мы должны нравственно и духовно совершенствоваться. Мы рождаемся с разнообразными способностями, качествами и склонностями, но наша жизнь окажется напрасной, если мы даже не попытаемся изменить их в соответствии с теми задачами, ради которых мы и были созданы. Брит мила символизирует эту способность к изменению.

ДЕЛА Б-ГА И ДЕЛА ЧЕЛОВЕКА

Римляне активно боролись против брит мила. Это тело дали вам боги, — говорили они, — изменять его неблагочестиво .

Мидраш Танхума /гл. Тазриа/ приводит следующую историю.

Злодей Тиранус Руфус (римский губернатор Йегуды во II в. н. э.) спросил раби Акиву: чьи дела более приятны — Б-га или человека?

Раби Акива ответил: Человека — приятнее.

Сказал ему Руфус: Ведь из этого следует, что человек может сделать небеса и землю.

Ответил ему раби Акива: Не говори мне о том, что выше людей, над чем они не властны...

Сказал Руфус: Почему же вы делаете милср.

Ответил ему: Я знал, что об этом ты спрашиваешь, потому и предварил тебя, сказав, что дела людей приятнее...

Подал ему раби Акива колосья и булочки и сказал:

Вот (колосья) — дела Святого, благословен Он, а вот (булочки) — дело рук человека. Разве булочки не приятней колосьев?

Сказал ему Руфус: Если Он желает мила, почему новорожденный не выходит из лона матери уже обрезанным?

Сказал раби Акива: Ребенок не рождается обрезанным, ибо Святой, благословен Он, дал Исраэлю мицвот для того, чтобы очищать их (евреев) ими. Потому и сказал Давид /Тегилим 18:31/: Изречение Г-спода — очищенное .

Галаха

Если восьмой день приходится на шабат или йом тов, брит мила совершают в шабат или в йом тов.

Если ребенок не совсем здоров, брит мила откладывают до его полного выздоровления. Отложенный брит никогда не совершают в шабат.

На отце лежит обязанность найти могеля, чтобы тот совершил мила.

Если мила не была сделана, то эта обязанность ложится на самого еврея, как только он достигает возраста соблюдения мицвот — бар мицва (12 лет).




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

НЕНАВИСТЬ (Син'а)

Иудаизм запрещает евреям ненавидеть друг друга, и сказано: Не питай к брату твоему Н. в сердце твоем (Лев. XI...

СКОЛЬ ПРЕКРАСНА... ( Ма яфит... )

Напев, начинающийся словами: Сколь прекрасна и полна услады ты, Суббота . Поют его в ночь на Субботу во время тр...

СИРОТА (Ятом)

Каждый обязан быть внимателен к С. и вдовам, ибо дух их надломлен и унижена душа их, даже если они сос...