Мителер ребе

News image

Кто такой Мителер ребе? Рабби Довбер, сын основателя ХаБаДа толковал объяснения св...

Раскаяние праведников

News image

Рав Саадия однажды остановился у одного еврея, который его не ...

Раби Шимон бар Йохай

News image

Все мы слышали имя Раби Шимона бар Йохай, великого учителя пе...



Реш Лакиш

реш лакиш

Рабби Шимон бен Лакиш (иначе Реш Лакиш) – один из двух наиболее выдающихся амораев Эрец-Исраэль второго поколения (вместе с рабби Йохананом, его шурином и оппонентом в вопросах Алахи). Рабби Шимон родился около 200 года, умер около 275 года. Он учился в Ципори вместе с р. Йохананом у р. Йеуды а-Наси (Талмуд Йерушалми, Бейца 63а). Согласно Дорот а-Ришоним, он был учеником р. Йеуды Несии, внука р. Йеуды а-Наси, от имени которого он передаёт много изречений. Существует также мнение, что Реш Лакиш был учеником Бар Капры, т. к. он часто передаёт алахот и от его имени. По-видимому, Реш Лакиш учился также у р. Ошайи: от его имени он также передаёт алахот и называет его «отцом Мишны» (Талмуд Йерушалми, Бава Кама 4с; В. Талмуд, Кидушин 80а; В. Талмуд, Бехорот 13а).

Существует много рассказов о его неимоверной силе и атлетическом телосложении. Под влиянием неблагоприятных обстоятельств он отказался от изучения Торы и поступил на службу в цирк. Его спас от духовного падения рабби Йоханан, на сестре которого Реш Лакиш женился.

Когда р. Йоханан был учителем в Ципори, они с р. Шимоном обладали равным авторитетом (Талмуд Йерушалми, Сангедрин 18 b , Талмуд Йерушалми, Нида II , 50 b ). Когда же р. Йоханан отправился в Тверию и основал ешиву, р. Шимон занял второе место в качестве учителя (В. Талмуд, Бава Кама 117а). В находчивости он превосходил р. Йоханана, и р. Йоханан говорил, что без Реш Лакиша он – как без правой руки (Талмуд Йерушалми, Сангедрин, II , 19с, 20а). Доводы р. Шимона бывали настолько убедительны (Талмуд Йерушалми, Йома 38а), что р. Йоханан часто принимал его мнение (Талмуд Йерушалми, Эрувин 18с). Свои возражения р. Йоханану Реш Лакиш основывал на Мишне и всегда открыто говорил то, что думал. Р. Йеуде Несии он заявил, что никогда не скроет из страха перед ним мнения, вытекающего из Торы. Когда р. Йеуда Несия однажды пожаловался ему на вымогательство римских чиновников, то получил резкий ответ: «Не бери, и у тебя не будут брать» (Берейшит Раба, LXXVIII , 15). Однажды, когда р. Йоханан защищал своё мнение по алахическому вопросу в присутствии р. Янная и удостоился его похвалы, р. Шимон начал своё возражение такими словами: «мнение р. Йоханана неверно, несмотря на то, что оно удостоилось одобрения со стороны р. Янная» (Талмуд Йерушалми, Сота, II , 18 b ). Иногда р. Шимон выступал даже с положениями, противоречащими Мишне (Талмуд Йерушалми, Трума, VII , 44 c ). Правда, его мнения, расходящиеся с мнениями р. Йоханана, были приняты к руководству лишь в трёх случаях (В. Талмуд, Евамот 36а).

Никто не мог сравниться с р. Шимоном в прилежании и усердии к учению Торы. У него был обычай сорок раз повторять изучаемый раздел Мишны (В. Талмуд, Таанит 8а). В Агаде он проявлял ту же независимость, что и в Алахе. Его оригинальные взгляды удивляли современников и долгое время считались парадоксальными, например: Израиль дорог Б-гу, но «дороже Б-гу гер, потому что Израиль не признал бы Торы без тех чудес, которые явил Б-г на горе Синай, гер же не видел ни одного такого чуда и всё же посвящает себя Б-гу». Израиль узнал имена ангелов у вавилонян в эпоху изгнания, потому что Йешая говорит только «об одном из серафимов», у Даниэля же уже встречаются имена двух ангелов, Михаэля и Гавриэля (Талмуд Йерушалми, Рош-Ашана 56 d ). Его высказывания афористичны: «Человек совершает преступление не иначе, как в припадке безумия» (В. Талмуд, Сота 3а); «Раньше укрась себя самого, затем украшай (т. е., учи) других» (Бава Меция 107б); «Кто прелюбодействует одними только глазами, совершает грех прелюбодеяния» (Ваикра Раба XXIII , 12) .

Реш Лакиш открыто говорил о том времени, когда он служил в цирке, употреблял иногда выражения, заимствованные из этой среды. Однако оскорбительный намёк р. Йоханана, его друга и шурина, на прежнюю профессию, так сильно задел р. Шимона, что он заболел и умер. Это произошло при следующих обстоятельствах: разбирая один алахический вопрос, р. Шимон и р. Йоханан спорили о разных видах ножей, и р. Йоханан сказал: «Разбойник знает свои инструменты» (В. Талмуд, Бава Меция 84а). Эти слова не только вызвали болезнь и смерть р. Шимона, но и оказали влияние на отношение потомства к его памяти: многие мудрецы позднейших поколений поняли эти слова буквально. Мнение о том, что р. Шимон был в молодости разбойником и даже главой разбойничьей шайки, нашло отражение в Пиркей де-рабби Элиэзер ( XLIII ).




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

СОГЛАСИЕ (Гаскама)

Согласие раввинов и право, предоставленное ими печатнику или автору выпустить в свет книгу. Обычай печатать книги с С. раввинов возник с ...

МОЛИТВЕННИК (Сидур)

Вначале он назывался Сборник молитв и благословений ; позднее название было сокращено до одного слова Сидур . Наряду с ...

ВОСКУРЕНИЕ (Кторет)

Смесь душистых трав и растений, которые сжигались на углях в скинии и в Иерусалимском Храме и распространяли приятный запах кругом. По...