Йоханан бен Заккай

News image

Когда умирал великий Гиллель, пришли ученики проведать его. Все они во...

Рабби Мозес из Дессау – отец Гаскал

News image

«От Моисея до Моисея не было равного Моисею». Вот какую оц...

Рабби Шимон бен Халафта

News image

Рабби Шимон бен Халафта – один из законоучителей переходного времени ме...



Франц Розенцвейг. ДУХОВНЫЙ ПУТЬ ОТЦА ПОСТМОДЕРНИЗМА

франц розенцвейг. духовный путь отца постмодернизма

Франц Розенцвейг родился в 1886 году в немецком городке Кассель. Единственный наследник богатой еврейской семьи, он, как и родители, был весьма далек от иудаизма. Его еврейская самоидентификация проявлялась лишь как реакция на антисемитизм, во всем же остальном Розенцвейг придерживался либеральных взглядов.

Свою деятельность он начал как историк, примыкавший к научной школе Ф. Майнеке. В 1912 году Розенцвейг блестяще защитил диссертацию «Гегель и государство» – работу скорее исторического, чем философского плана. Перед ним открывалась академическая карьера и он начал подумывать о переходе в христианство. Угрызений совести у Розенцвейга не было, ведь свою принадлежность к еврейству он считал чисто номинальной.

Все изменилось в Йом Кипур 1913 года. Розенцвейг зашел в синагогу почти случайно, но, пораженный, остался в ней до конца дня. Молитвы Дня искупления потрясли его чувства. На следующий день Розенцвейг сказал одному из своих друзей, что после того что он испытал, невозможно вернуться к обычной жизни. Отныне его путеводной звездой станет возвращение к иудаизму.

По свидетельству философа Андре Неера, это обращение «не было вызвано ни национальными чувствами, ни мыслями об особой судьбе, ни горем евреев, как в случае с Натаном Биренбоймом, ни погромами и катастрофой в Европе, как в случае с Гилелем Цейтлиным. Сила молитвы, смиренные слова традиционной еврейской литургии в День искупления – вот что вернуло Франца Розенцвейга в лоно иудаизма».

В результате этого душевного переворота Розенцвейг начал строить в оставшиеся ему шестнадцать лет жизни «здание своей мысли», постоянно размышляя над возвращением к вере отцов. Половину этого времени он был очень серьезно болен: паралич постепенно распространяясь на все его органы, стал общим.

Но именно те годы, когда Франц Розенцвейг был прикован к постели в своем доме во Франкфурте-на-Майне, оказались наиболее плодотворными для научной работы. В историю философии Розенцвейг вошел как мыслитель, создавший систематизированное учение о диалогическом «новом мышлении». Его кардинальное отличие от старого, классического, состоит в том, что оно является не «мышлением вообще», ни к кому не обращенным, а речевым мышлением во времени.

Классическая философия, по мнению Розенцвейга, не актуальна в новой духовной ситуации. Ее главный постулат – принцип тождества бытия и мышления, идея о единстве сущего (целостности бытия) и возможности философски это единство познать, – не более чем идеалистическая фикция. Розенцвейг отказывается от общепринятой модели истории и вводит понятие «метаистория» – непознаваемый процесс развития неэмпирической действительности, лежащей за пределами нашего мира и являющейся объектом религиозной веры. «Б-г», «Мир», «Человек» – это не логические понятия, а скорее три «первослова», составляющие экзистенциально-целостный опыт веры во «всеединство». «Первослово» интуитивного опыта Б-га дано сознанию и подсознанию как «творящее ДА», Мир в «первослове» – как «показывающее НЕТ»; Человек – это «формообразующее И», соединяющее отвлеченные элементы опыта.

Различие между старым и новым, логическим и грамматическим мышлением заключается не в том, что первое является молчащим, а второе звучащим; действительное различие в том, что Новое мышление возникает из нужды в Другом.

Такая философия откровения была попыткой найти альтернативу рационалистическому мышлению, в частности, немецкому идеализму. В результате духовного кризиса произошло превращение Розенцвейга из историка философии в религиозного мыслителя, ориентированного на возвращение к истокам иудейской традиции (в противоположность курсу на ассимиляцию, провозглашенному в XVIII веке М. Мендельсоном).

После первой мировой войны Розенцвейг, отказавшись от доцентуры в Берлинском университете, организует во Франкфурте Свободный еврейский университет. В последние семь лет жизни помимо поэтических переводов, статей и огромной переписки Розенцвейг совместно с Мартином Бубером осуществляет новый, после Лютерова, перевод Пятикнижия на немецкий язык. Все эти годы он тщательно соблюдает мицвойс, для субботних и праздничных молитв возле его постели собирается специальный миньян.

Главный философский труд Розенцвейга – «Звезда спасения» – это попытка систематически-программного преобразования фундамента западноевропейской философской традиции, «от ионийцев до Иены», то есть – от Фалеса до Гегеля. Этот труд стоит в одном ряду с аналогичными по замыслу и одновременными по осуществлению книгами «Архитектоника ответственности» Бахтина и «Бытие и время» Хайдеггера. Стилистически-интонационный строй «Звезды спасения», похожий скорее на доверительный разговор в кругу друзей, и сегодня оставляет как бы в свернутом виде необычайное смысловое богатство и философскую архитектонику книги, делая ее трудной для понимания.

Франц Розенцвейг безвременно скончался разбитый параличом в 1929 году. Его творчество, почти забытое после второй мировой войны, начиная с 1980-х годов, интенсивно возвращается в контекст современной философии. О работах Розенцвейга написаны тысячи статей и книг; защищена не одна сотня диссертаций. Его называют «отцом философии постмодерна», предвосхитившим сегодняшний кризис гуманитарных наук и общественного сознания и наметившим пути «нового мышления».




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

ПОТОП (Мабул)

Наводнение в сочетании с проливным дождем, затопившее землю во времена Ноя(Ноаха). Исайя (LIV, 9) называет П. водами Ноя . В ...

КРЕПИСЬ, КРЕПИСЬ И УКРЕПИМСЯ (Хазак, хазак ве-нитх

Стало обычаем в синагоге благословлять чтеца Торы* и прихожанина, призванного к чтению заключительных стихов одной из Пяти ее книг возгласом: Х...

БЛАГОСЛОВЕНИЕ НАД ХЛЕБОМ (hа-моци лехем мин hа-аре

В нем десять слов, что соответствует десяти словам Писания: Выращивающий траву скоту, зелень человеку, чтобы произрастить хлеб из земли (...