Россия и иудаизм
Первые достоверные сведения об иудейских общинах в греческих городах-колониях на северных берегах Черного моря датируются I в. н. э. Есть основания полагать, что членами этих общин наряду с этническими евреями были перешедшие в иудаизм местные жители. Во время великого переселения народов, двигавшихся в III-V вв. через Восточную Европу, иудаизм также нашел своих последователей среди пришельцев. В VIII в. иудаизм становится государственной религией обширного и могущественного Хазарского царства, территория которого охватывала земли между Волгой и Днепром и северное Причерноморье. Именно тогда в условиях стабильного хазарского правления там начинается расселение земледельческих племен славянского происхождения. Ряд исследователей даже полагает, что Киев первоначально возник как крайний западный форпост Хазарии. Ко времени утверждения власти князей династии скандинавского происхождения Рюриковичей в самом Киеве и других городах уже существовали славяноязычные иудейские общины смешанного этнического происхождения (этнические евреи, славяне, хазары и т.д.). Влияние этих общин было настолько значительно, что, согласно летописному повествованию, князь Владимир в конце Х в. при “выборе вер” для Руси выслушал и предложения “хазарских иудеев”. Однако и после принятия христианства на Руси продолжали существовать иудейские общины как в стольном городе Киеве, так и в других местах, о чем сохранились свидетельства как в русских летописных, так и в еврейских средневековых источниках. Доказано существование в домонгольской Руси прямых переводов с еврейского на древнерусский язык различных текстов религиозного содержания, по всей вероятности для нужд местных иудейских славяноязычных общин. Возможно, что с такой древней традицией связано возникновение в конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве ереси “жидовствующих”, отрицавших Б-жественность Иисуса, почитание икон, праздновавших субботу и другие иудейские праздники. После подавления этого движения не перешедшим в христианство евреям был запрещен въезд в Московское царство.
На землях бывшей Киевской Руси (Украины, Белоруссии и частично России), вошедших в состав Польско-Литовского государства, иудейские общины первое время продолжали пользоваться как и нееврейское население восточнославянским (древнерусским) языком. Однако в конце XV - начале XVI вв. они были ассимилированы переселившимися из Германии евреями - ашкеназами (Ашкеназ - наименование Германии в средневековой еврейской литературе), а принесенный ими язык идиш (еврейско-немецкий) стал общеупотребительным у еврейских общин от Страсбурга до Смоленска.
В XVI веке Польско-Литовское государство становится средоточием иудейской религиозной учености. Высокий уровень еврейской духовности объясняет исключительно малое число вероотступников, хотя каждый иудей, перешедший в католичество, получал, по законам страны, дворянское звание (шляхетство). Тогда же сложилась система еврейского общинного самоуправления. Всеми делами общины управлял особый совет “кагал”. Руководящую роль в кагалах играли раввины и даяны (судьи религиозного суда). Исключительно много внимания уделялось религиозному воспитанию народа и особенно юношеству. Обычно раввин был и главой местной высшей талмудической школы, одновременно являясь и попечителем начальной религиозной школы, “хедера”. Благодаря такой системе все мужское население и многие из женщин (для них обучение было необязательным) было достаточно образовано в религиозном отношении, в той или иной степени знало древнееврейский и арамейский языки. В стране работало много выдающихся иудейских законоучителей и ученых (ШаломШахна, Моисей Иссерлис, Соломон Лурия и др.), а также их учеников.
К началу XVIII в. положение еврейского населения резко ухудшается, в частности из-за общего кризиса Польского государства, восстания украинских крестьян под предводительством Хмельницкого, когда массы евреев пали от рук повстанцев, многолетних и тяжелых войн Польши с Россией, Швецией и Турцией. Кроме того, усиливаются предубеждения католического духовенства против иудаизма, евреи подвергаются обвинениям в совершении ритуальных убийств. Вместе с тем среди еврейских общин возникает новое мощное движение иудаизма - “хасидизм,” у истоков которого стоял уроженец Западной Украины Израиль бен Элиэзер (Баалшемтов). Главная идея этого движения заключалось в признании того, что весь земной мир - это проявление Б-жества. Б-г присутствует везде и во всем, даже в самых обыденных вещах. Считалось, что Б-жественную сущность человек может постичь внутренним духовным оком и посредством восторженной молитвы и добавления “света и святости” в служении Вс-вышнему. Продолжателями дела Баалшемтова стали Дов-Бэр из местечка Межерич, Леви-Ицхок из Бердичева, Шнеур-Залман (Алтер Ребе) из местечка Ляды, основатель движения Хабад. Хасидизм сразу же нашел широкий отклик среди народа, хотя среди среди его противников “митнагдимов” были представители прежней учености, в том числе знаменитый Илья - ГаонВиленский.
В конце XVIII века Польское королевство прекращает свое существование, а его восточные владения, в основном бывшие земли Киевской Руси с многочисленным еврейским населением, включаются в состав Российской Империи. До этого, даже после петровских реформ, правительство, сохраняя традицию Московского царства, старалось не допускать распространения иудаизма на территории государства. Например, в 1738 году в Санкт-Петербурге были публично сожжены отставной капитан флота А.Возницын, обвиненный в переходе в иудаизм, и его “совратитель” купец Борох Лейбов. Немного позднее, в 1743 г. императрица Елизавета Петровна наложила на рекомендацию Сената допустить в Ригу и Малороссию еврейских купцов резолюцию: “От врагов Христовых не желаю интересной прибыли”. Правда запреты соблюдались не слишком строго. Кроме того, следует отметить, что евреи-выкресты занимали иногда весьма высокие посты, среди них можно указать на сподвижников Петра - барона Шафирова, ведавшего иностранными делами, и графа Дивиера, первого генерал - полицмейстера Санкт-Петербурга.
После раздела Польши ситуация меняется, и Екатерина II в своем манифесте обещала, что “еврейские общества, жительствующие в присоединенных к Империи Российской городах и землях, будут оставлены в тех свободах, коими они ныне в рассуждении закона и имуществ пользуются..” Переход в российское подданство резко изменил правовой статус членов еврейских общин. В Польском королевстве они находились в положении лично покровительствуемых королем или отдельными магнатами. В Российской Империи они становятся гражданами государства, хотя и с большими ограничениями в правах. В частности, лицам иудейского вероисповедания не разрешалось поселение во внутренних губерниях Империи, но позволялось “водворение” на всей территории Украины и в недавно присоединенной Новороссии. Тем самым с 1795 года законодательно оформляется пресловутая “черта оседлости евреев”, точнее “лиц иудейского вероисповедания”, поскольку на выкрестов эти ограничения не распространялись. После включения в начале XIX в. в состав Империи и части собственно польских земель в границах тогдашней России проживало около 2 миллионов евреев, а иудаизм стал одной из самых распространенных вероисповеданий государства. Одним из важных последствий установления российского правления было спасение Алтера Ребе - Шнеура-Залмана. Противники хасидизма - “митнагдимы” направили российским властям донос с обвинениями его в государственной измене и шпионаже в пользу Турции. Он был заключен в Петропавловскую крепость в Санкт-Петербуге, но после соответствующего расследования по приказу императора Павла I освобожден 16 ноября 1798 г. Этот день приверженцы хасидского движения Хабад отмечают как большой праздник. В свою очередь во время Отечественной войны 1812 г. он призвал своих многочисленных сторонников хасидов оказывать всемерную помощь русским войскам, что и выполнялось ими зачастую с риском для жизни.
В либеральное царствование Александра I был учрежден “Комитет по благоустройству евреев”. В Петербург были приглашены представители кагалов. Хотя и без официального разрешения в 1802 г. создается Санкт-Петербургская иудейская религиозная община. Согласно акту 1804 г. в черту оседлости включаются Астраханская и Кавказская губернии, дозволяется, правда по особым разрешениям, посещать внутренние губернии еврейским промышленникам, купцам, художникам и ремесленникам. На евреев не распространялось крепостное право, разрешалось принимать детей евреев “во все училища, гимназии, университеты”. Надо сказать, что последним правом евреи из религиозных соображений долго отказывались пользоваться. Специальным указом кагалам запрещались наказания религиозного характера, в том числе, преследования хасидов. Еще раньше в официальных документов признанное оскорбительным наименование “жид” было заменено на “еврей”. В !817 г. было запрещено обвинять евреев в совершении ритуальных убийств на основании лишь предрассудков. Но и в царствование Александра стали вновь проявляться реакционные настроения, а либеральные меры часто оставались только на бумаге. В конце своего правления мистически настроенный монарх учреждает общество “израильских христиан”. По уставу члены общества - евреи, перешедшие в одну из христианских религий, а также их потомки получали большие экономические и правовые льготы и привилегии. Однако в 1833 году общество было закрыто ввиду отсутствия достойных претендентов.
В царствование Николая I давление правительства на еврейское население усиливается. В 1827 году на евреев распространяется рекрутская повинность, причем в повышенной норме. Призывали в “кантонисты” детей и подростков с 12 лет, которых зачастую насильно заставляли креститься. За отличную службу оставшийся верным религии отцов солдат - еврей мог быть награжден боевыми наградами, но не имел права иметь звание выше фельдфебеля. Вместе с тем, отслужившие 25-летнюю службу “николаевские” солдаты получали право повсеместного проживания. В 1844 году кагалы “как оплот религиозного фанатизма упраздняются” и в том же году в Вильно и Житомире учреждаются два раввинских училища для воспитания иудейских духовных наставников. В конце царствования Николая правительство было сильно обеспокоено распространением среди крестьян исконно русских губерний - Саратовской, Московской, Тамбовской, Воронежской, и даже среди донских и кубанских казаков - “еретических” сект “жидовствующих” или субботников, отвергавших христианский культ. Хотя было доказано отсутствие какой-либо миссионерской деятельности со стороны евреев, это способствовало усилению правовых и других ограничений для подданных царя иудейского вероисповедания. Нередко также возникали обвинения в ритуальных убийствах, хотя все расследования показывали их беспочвенность.
Некоторое облегчение наступило в царствование Александра II. Был отменен институт “кантонистов,” и евреи были уравнены с другими гражданами в отношении воинской повинности. Постепенно “право жительства” вне черты оседлости было предоставлено богатым купцам и промышленникам, лицам с высшим образованием, ремесленникам, провизорам и фельдшерам. Это способствовало появлению новых иудейских общин как в коренной России, так и в Сибири.
С развитием революционного движения в России в конце XIX - начале XX веков усиливаются тенденции правового ограничения евреев. После убийства Александра II по городам и местечкам юго-запада прокатываются первые волны погромов, которые периодически повторяются во времена обострения внутриполитической ситуации в стране. Правительство вводит строгие процентные нормы для еврейских учащихся в учебных заведениях, фактически еще больше сокращает “черту оседлости”, лишая тысячи семейств средств к существованию. Такое положение приводит, с одной стороны, к массовой эмиграции евреев, прежде всего в Америку, а, с другой стороны, - уходу радикально настроенной молодежи в различные русские революционные партии и движения или в националистическое сионистское движение. Влияние религии особенно на молодое поколение начинает ослабевать, хотя к началу ХХ в. большинство из 5,2 млн. евреев (4,13 % всего населения страны) все еще проживало в городах и местечках черты оседлости, придерживаясь освященных веками традиций. На переписи 1897 г. подавляющее большинство указало в качестве родного языка идиш и только 67 тысяч - русский. Следует указать, что в число лиц иудейского вероисповедания включались сравнительно небольшие этнографические группы грузинских, горских, бухарских евреев и крымчаков. Около 4000 приверженцев не талмудического иудаизма - “караимов” - никаким правовым ограничениям в Российской Империи не подвергались. Однако переход в караимство других евреев запрещался.
После ликвидации кагальной системы продолжали существовать автономные религиозные еврейские общества, правда без определенного четкого юридического статуса. Раввины сначала избирались еврейскими обществами, а после издания специального закона 1901 года уполномоченными прихожанами молитвенных домов. Избранные утверждались начальством губернии. Наряду с утвержденным “казенным” раввином существовал неформальный “духовный” раввин, уважаемый всеми за высокую ученость. В масштабах Империи существовал высший официальный орган для решения вопросов по религиозно-духовным делам евреев - “Раввинская комиссия”, выполнявшая, в частности, консультативные функции при Министерстве внутренних дел.
В начале ХХ века ведущими центрами религиозной жизни иудейских общин наряду спрежними в Одессе, Варшаве и Вильне становятся Санкт-Петербург и Москва, где сооружаются монументальные синагоги. Раввинами столичной санкт-петербургской синагоги были люди исключительной учености и высоких моральных качеств. Среди них можно назвать И. Ольшвангера, Д. Каценеленбойгена, А.Драбкина, М. Айзенштадта. В Москве много сделал для духовного развития еврейского населения города высокообразованный раввин З. Минор, обучавший ивриту Л.Толстого. Печатались многочисленные издания религиозного характера на древнееврейском (иврите), идише и русском языках. Тут надо отметить, что, в отличие от США, среди евреев России не нашло отклика движение реформизма. Кроме того, перед лицом общего противника - атеизма - резко снизилась острота конфликта между хасидами и митнагдимами.
В последние годы существования Империи, особенно после революции 1905 года, резко усиливается антиеврейская идеологическая кампания, нашедшая свое концентрированное выражение в так называемом “деле Бейлиса”. Скромного киевского мещанина Менделя Бейлиса в 1911 году обвинили в совершении ритуального убийства христианского мальчика. Несмотря на явные попытки правительственной юстиции осудить Бейлиса, решением присяжных, он был оправдан. Следует отметить, что православное духовенство отрицало навет об употреблении евреями христианской крови. Тем не менееанитисемитское и антииудейское “черносотенное” движение продолжало свою активную деятельность, идейно опираясь на сфабрикованные в недрах тайной полиции так называемые “Протоколы сионских мудрецов”, якобы свидетельствующие о тайном заговоре еврейских богачей захватить власть над всем миром.
Во время первой мировой войны под напором массы беженцев из фронтовой полосы правительство было вынуждено разрешить практически повсеместное проживание евреев. После свержения царизма Временное правительство сразу же отменяет все правовые ограничения для граждан иудейского вероисповедания. Однако только после гражданской войны, в ходе которой евреи очень сильно пострадали от погромов, устраиваемых антисоветскими армиями и бандами, предоставленное им гражданское равноправие было реализовано на практике. В период индустриализации страны происходило массовое переселение евреев , прежде всего молодых, из местечек бывшей черты оседлости в крупные города и промышленные центры России, Украины и других республик. Предпринимались попытки создать территориальные автономные единицы с компактно проживающим там еврейским населением. На дальнем Востоке была даже образована Еврейская автономная область. Вместе с тем официальная атеистическая идеология государства была направлена против всех конфессий, в том числе и иудаизма. Причем кампания против него проводилась при активном участии коммунистов - членов еврейских секций Коммунистической партии страны - ВКП(б). По их настоянию древнееврейский язык был объявлен “языком клерикальной реакции” и его изучение было фактически запрещено, закрывались синагоги, преследовались раввины. В 1927 году был арестован, приговорен к смертной казни, замененной 10 годами Соловецких лагерей а затем ссылкой в Кострому, глава движения ХАБАД Иосиф Ицхак Шнеерсон. В 1928 г. он был выслан за пределы СССР.
Во время Второй мировой войны около двух миллионов евреев, не сумевших эвакуироваться во внутренние районы СССР, были уничтожены немецкими оккупантами. Однако в то же время советскими властями было допущено некоторое послабление в отношении давления на религию, что коснулось также иудаизма. Но вскоре после окончания войны последовало усиление антисемитской кампании, были физически уничтожены деятели идишистской культуры, организовано пресловутое “дело кремлевских врачей.”
После смерти Сталина , в период хрущевской оттепели, иудейская культурно-религиозная жизнь не была в полной мере восстановлена. Синагоги стали исключительно культовыми учреждениями, их деятельность строго контролировалась органами госбезопасности. В период развернутой в 1960 - 1961 гг. антирелигиозной кампании были закрыты синагоги во многих городах, а также религиозное училище (ешибот) в Москве, большинство раввинов было вынуждено эмигрировать. К почти полной утрате кадров служителей иудейского культа - шойхетов (резников скота), соферов (переписчиков Торы), шамашев (религиозных служек) привело запрещение их подготовки. Арабо-израильская война 1967 г., когда Советское правительство, целиком став на сторону арабов, развернуло антисионистскую кампанию, часто граничившую с прямым антисемитизмом, вызвало оживление национально-религиозных чувств у значительной части еврейского населения. Активный интерес к иудаизму проявился у молодых высокообразованных людей, полностью ассимилированных в русскую культуру. Однако начавшаяся в 1985 г. перестройка и последовавшая за ней массовая эмиграция привели к снижению интеллектуального уровня активистов религиозного возрождения. Распад СССР также затруднил связи между религиозными общинами некогда единого государства.
Сегодня в России идет становление организационных структур, необходимых для нормального существования и развития иудейских религиозных общин. Центром еврейской религиозной жизни страны сегодня , несомненно, является Москва, где по приблизительным сведениям проживает около 200 тыс. лиц еврейского происхождения. Там размещается раввинский суд, имеющий право решать вопросы, относящиеся к соблюдению иудейских религиозных законов, синагоги, различные религиозные учебные заведения, еврейские школы и Еврейский университет. В Москве работает Российский еврейский конгресс, организация “ВААД России”, стремящийся объединить все еврейские организации, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР), издается еврейская пресса и т. д. В Санкт-Петербурге, в котором проживает около 100 тысяч человек еврейского происхождения также имеется Хоральная синагога, Петербургский еврейский университет, школы и культурно-просветительские и благотворительные организации, выходит еврейская газета “Народ мой” и другие издания. Синагоги работают в десятках городов России, активизировалась культурно-религиозная жизнь малых этнографических иудейских групп - горских, грузинских, среднеазиатских евреев, караимов. Иудаизм официально признан одной из четырех традиционных религий России.
Ввиду массовых смешанных браков на протяжении нескольких поколений и господствующего в обществе нерелигиозного сознания довольно трудно определить приверженцев иудаизма на территории бывшего СССР. Кроме того, чисто российским явлением остается движение секты “субботников”, именуемых ранее “жидовствующие”. Некоторые источники полагают, что их число достаточно велико. Весьма приблизительно можно полагать, что среда потенциально тяготеющая к иудейской религиозной традиции насчитывает на территории СНГ около трех миллионов человек. В основном это хорошо образованные жители городов, занятые преимущественно умственным трудом. Данные социологических исследований показывают отсутствие у большинства этих людей четкой конфессиональной идентификации. Однако двухтысячелетняя история иудаизма на земле этой великой страны достаточно поучительна для размышлений над его судьбами в будущем.
Что касается перспектив будущего иудаизма, то стоит вспомнить слова философа В. Соловьева, сказанные 100 лет назад. В письме от 5 мая 1891 г. к еврейскому писателю Ф.Б. Гецу Соловьев писал : “Я вполне понимаю и разделяю Вашу жалость к частным страданиям Ваших единоверцев в настоящем, но я уверен, любезный друг, что к этому чувству Вы не присоединяете опасения за судьбы Вашего народа. Вы знаете кто против него и кто за него; Вы знаете также его историю. И неужели возможно хоть на мгновение вообразить, что после всей этой славы и чудес, после стольких подвигов духа и пережитых страданий, после всей этой удивительной сорокавековой жизни Израиля ему следует бояться каких-то антисемитов! Если бы это злобная и нечистая агитация возбуждала во мне какой-нибудь страх, то, конечно не за евреев а за Россию”.
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
МенораМено ра (ивр. מְנוֹרָה — менора , букв. «светильник») — золотой семиствольный светильник (семисвечник), который, согласно Би... |
Занимательный кашрутСогласно устному приданию в Талмуде сказано, что где-то найдется неизвестное до сегодняшних дней млекопитающие, у кото... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |