КОДИФИКАЦИЯ ЕВРЕЙСКОГО ЗАКОНА
Основа основ и столп мудрости — знать, что есть Изначальный Сущий и Он осуществляет все существующее; и все существа на небе и на земле, а также между ними, не существуют иначе, чем в силу истинности Его существования. И если можно было бы предположить, что Его нет, никакая другая вещь не могла бы существовать.
Мишне Тора, Йесодей hаТора, 1:1–2
Даже если бы РаМБаМ не написал больше ничего, кроме комментариев к Мишне, этого было бы достаточно для того, чтобы стать значимой фигурой в истории мудрости еврейского народа. Но тем он и был уникален, что еще не закончив работу над комментариями, уже принялся за другой труд — кодификацию еврейского закона.
Первые шаги в этом направлении были предприняты несколькими годами ранее рабби Ицхаком Альфаси (известным как «РиФ»). Сложность и многогранность талмудических дискуссий делает поиск достойнейшего из путей практически недостижимой задачей для человека среднего ума. Рабби Ицхак Альфази тщательно проработал все пассажи и комментарии авторитетных мудрецов Талмуда, проигнорировав сложнейшие дискуссии амораим, привел их в относительный порядок, процитировав оригиналы высказываний. Этот труд по праву считается монументальным. Тем не менее, метод кодификации рабби Ицхака Альфази не стал основой для упорядочивания и группирования законов. Со временем возникла потребность в более четкой систематизации законов, описанных в Талмуде, за что и взялся не кто иной, как рабби Моше бен Маймон, который первым достиг ясности классификации еврейских законов.
КНИГА ЗАПОВЕДЕЙ
Прежде чем приступить к кодификации законов, основанных на Торе, Талмуде и работах предшествующих поколений (геоним), РаМБаМ систематизировал «ранее не обработанную» тему, выделение 613-ти заповедей из текста Пятикнижия. «Книга заповедей» («Сефер hа-Мицвот») не только стала своеобразным предисловием к «Мишне Тора», но и представляет огромную ценность сама по себе — как одна из трех главных юридических работ.
Главной целью «Книги заповедей» является перечисление всех 613-ти заповедей Торы, которые делятся на 248 повелевающих (мицвот асэ) и 365 запрещающих (ло таасэ) заповедей. На самом деле, простой подсчет выявляет гораздо больше, чем 613, повелений, упомянутых в Торе. Задача мудреца состоит в выделении 613-ти законов, данных на века, отделив их от тех, что относятся лишь к одной эпохе. Однако ни Талмуд, ни предшественники Маймонида не перечислили всех предписаний и запретов, равно как и не дали развернутой формулировки принципов и правил, на основе которых необходимо рассматривать все законы Торы.
«Каждая из 613-ти заповедей служит как установлению верного образа жизни, так и избавлению от ложных концепций, для поддержки законов и искоренения беззакония, вдохновения добродетели и избавления от зла».
Морэ Невухим, 3:31
РЕСПОНСЫ
Помимо упомянутых выше основных работ, рабби Моше бен Маймон трудился над созданием сборников своих ответов («Тшувот», или «Респонсы») на многочисленные вопросы — от комментариев к святым текстам до сложнейших hалахических решений. С выходом в свет комментариев к Мишне РаМБаМ стал признанным знатоком еврейского закона и иудаизма в целом. С появлением «Мишне Тора» он стал авторитетом среди мудрецов, и евреи всего мира спешили узнать мнение великого Маймонида в различных областях еврейской жизни. Респонсы включали решения сложных вопросов относительно hалахи (еврейского закона), объяснения трудных для понимания отрывков Талмуда, рассуждения на теологические и религиозно-философские темы.
Множество этих сборников были написаны на арабском языке и позднее переведены на иврит. В отличие от более поздних подобных сборников, «Тшувот» РаМБаМа были лаконичными. Некоторые его ответы ограничивались лишь парой слов. Иные вопросы были настолько серьезными, что мудрец отвечал на них детально и в полном объеме, причем эти развернутые тексты имели огромную ценность как отдельно взятые труды в мире еврейской религиозной литературы.
ПОСЛАНИЕ ОБ ОТСТУПНИЧЕСТВЕ
Одним из исторических посланий РаМБаМа стало «Послание о вероотступничестве» («Игерет hа-Шмад»), также известное как «Сказание об освящении имени Б-га» («Маамар Кидуш hа-Шем»).
Фанатики-альмохады, захватившие Испанию и Северную Африку, не признавали никакой религии кроме ислама. У всех «неверных» был выбор: принятие мусульманства, бегство из страны или мучительная смерть. Большинство евреев предпочли скитаться по свету, но не предавать веру отцов. Кто-то публично принял ислам, но при этом тайно продолжал исповедовать иудаизм.
В «Послании о вероотступничестве» рабби Моше бен Маймон рассуждает о статусе «скрытых» евреев (названных марранами) с точки зрения еврейского закона. Неоднозначность проблемы позволила РаМБаМу выйти далеко за пределы обычного труда. Он подробно рассуждает о том, кто же все-таки считается вероотступником, с учетом всех условий, при которых человек отрекся от иудаизма. Кроме того, Маймонид высказал свою точку зрения и относительно границ освящения и осквернения имени Всевышнего. Эта работа также была написана на арабском и позднее переведена на иврит.
ПОСЛАНИЕ В ЙЕМЕН
Другое, еще более известное из посланий РаМБаМа — «Послание в Йемен» («Игерет Тейман»), которое представляет собой ответ на письмо йеменского раввина Яакова аль-Фаюми (Jacob al-Fayumi), описавшего в обращении к Маймониду религиозную нетерпимость и жестокие гонения, выпавшие на долю евреев Йемена.
Примерно в 1168 году к власти в Йемене пришел фанатичный мусульманин, который приказал всем евреям страны под страхом смерти принять ислам. Более того, один еврей все же пошел на этот шаг и начал «зарабатывать очки» у нового правительства, убеждая бывших собратьев по вере в истинности мусульманства и Корана. Практически одновременно с этим появился очередной лжемессия.
Ответ рабби Моше бен Маймона был адресован не только раввину, но и всем евреям Йемена. В частности, он высказал собственное видение истоков антисемитизма. Причина юдофобии — зависть язычника участи избранного народа. Не в силах противостоять Творцу, народы мира обращают свой гнев и злобу на Его народ.
Злоба имеет различные варианты реализации: уничтожение еврейского народа; попытки убедить евреев обратиться в другую религию, а также заявления христиан и мусульман об «устаревании» иудаизма. РаМБаМ писал, что все выпавшие на долю евреев несчастья были предсказаны еще великими пророками. Но как в прошлом никому не удавалось уничтожить евреев до конца, так и в будущем все попытки неевреев не будут иметь успеха.
РаМБаМ обоснованно развенчал все попытки мусульман отыскать в Торе предсказания или упоминания о Мухаммеде. Йеменского лжемессию Маймонид называет не иначе, как «сумасшедшим» или «мошенником». РаМБаМ заверил евреев Йемена в том, что Творец пошлет истинного Мошиаха в нужный час.
Послание достигло своей цели — йеменские евреи остались верны своим принципам и религиозным убеждениям несмотря на все страдания и унижения, а зачастую и вопреки смертельной опасности. Рабби Моше бен Маймон использовал все свои связи при дворе Саладина в Египте для того, чтобы предотвратить уничтожение непокорных евреев. Община Йемена с радостью приняла как совет мудреца Торы, так и непосредственную его помощь. И, в благодарность за это, внесла его имя в молитву Кадиш:
«Да установит Он царскую власть Свою при жизни вашей в дни ваши и при жизни всего дома Израиля и при жизни нашего учителя Моше сына Маймона».
В Вавилоне такой чести мог быть удостоен только Рейш Галута (экзиларх).
«Существуют запредельные вещи, недоступные для человеческого разума; пытаться их понять – пустая и невыполнимая затея хотя бы потому, что их постижению мешают “врата восприятия”».
Морэ Невухим, 1:31
Рабби Моше бен Маймон стал не только прославленным знатоком Талмуда и еврейского закона, но еще и классиком еврейской философии. Закончив работу над законодательным трудом «Мишне Тора» , он взялся за описание философии иудаизма — трактата «Путеводитель растерянных» (Морэ Невухим).
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
Особенности еврейского бракаУ евреев свадьба является знакомством. Еще до свадьбы молодожены имеют право видеться только три раза и об... |
Об обрезанииО заповеди обрезания Первой заповедью, которую получил первый еврей - наш праотец Авраам - была заповедь об... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |