Раби Элияу бар Нафтали-Герц Кляцкин

News image

Раби Элияу бар Нафтали-Герц Кляцкин (5612—5692 /1852—1932/ гг.) — выдающийся за...

Раби Зелиг-Реувен бар Цви-Гирш Бенг

News image

Раби Зелиг-Реувен бар Цви-Гирш Бенгис (5624—5713 /1864—1953/ гг.) — выдающийся за...

Рабби Исраэль из Гусятина

News image

Раби Исраэль бар Мордехай-Шрага Фридман (р. Исраэль из Гусятина; 5618—5709 /1...



КОДИФИКАЦИЯ ЕВРЕЙСКОГО ЗАКОНА

кодификация еврейского закона

Основа основ и столп мудрости — знать, что есть Изначальный Сущий и Он осуществляет все существующее; и все существа на небе и на земле, а также между ними, не существуют иначе, чем в силу истинности Его существования. И если можно было бы предположить, что Его нет, никакая другая вещь не могла бы существовать.

Мишне Тора, Йесодей hаТора, 1:1–2

Даже если бы РаМБаМ не написал больше ничего, кроме комментариев к Мишне, этого было бы достаточно для того, чтобы стать значимой фигурой в истории мудрости еврейского народа. Но тем он и был уникален, что еще не закончив работу над комментариями, уже принялся за другой труд — кодификацию еврейского закона.

Первые шаги в этом направлении были предприняты несколькими годами ранее рабби Ицхаком Альфаси (известным как «РиФ»). Сложность и многогранность талмудических дискуссий делает поиск достойнейшего из путей практически недостижимой задачей для человека среднего ума. Рабби Ицхак Альфази тщательно проработал все пассажи и комментарии авторитетных мудрецов Талмуда, проигнорировав сложнейшие дискуссии амораим, привел их в относительный порядок, процитировав оригиналы высказываний. Этот труд по праву считается монументальным. Тем не менее, метод кодификации рабби Ицхака Альфази не стал основой для упорядочивания и группирования законов. Со временем возникла потребность в более четкой систематизации законов, описанных в Талмуде, за что и взялся не кто иной, как рабби Моше бен Маймон, который первым достиг ясности классификации еврейских законов.

КНИГА ЗАПОВЕДЕЙ

Прежде чем приступить к кодификации законов, основанных на Торе, Талмуде и работах предшествующих поколений (геоним), РаМБаМ систематизировал «ранее не обработанную» тему, выделение 613-ти заповедей из текста Пятикнижия. «Книга заповедей» («Сефер hа-Мицвот») не только стала своеобразным предисловием к «Мишне Тора», но и представляет огромную ценность сама по себе — как одна из трех главных юридических работ.

Главной целью «Книги заповедей» является перечисление всех 613-ти заповедей Торы, которые делятся на 248 повелевающих (мицвот асэ) и 365 запрещающих (ло таасэ) заповедей. На самом деле, простой подсчет выявляет гораздо больше, чем 613, повелений, упомянутых в Торе. Задача мудреца состоит в выделении 613-ти законов, данных на века, отделив их от тех, что относятся лишь к одной эпохе. Однако ни Талмуд, ни предшественники Маймонида не перечислили всех предписаний и запретов, равно как и не дали развернутой формулировки принципов и правил, на основе которых необходимо рассматривать все законы Торы.

«Каждая из 613-ти заповедей служит как установлению верного образа жизни, так и избавлению от ложных концепций, для поддержки законов и искоренения беззакония, вдохновения добродетели и избавления от зла».

Морэ Невухим, 3:31

РЕСПОНСЫ

Помимо упомянутых выше основных работ, рабби Моше бен Маймон трудился над созданием сборников своих ответов («Тшувот», или «Респонсы») на многочисленные вопросы — от комментариев к святым текстам до сложнейших hалахических решений. С выходом в свет комментариев к Мишне РаМБаМ стал признанным знатоком еврейского закона и иудаизма в целом. С появлением «Мишне Тора» он стал авторитетом среди мудрецов, и евреи всего мира спешили узнать мнение великого Маймонида в различных областях еврейской жизни. Респонсы включали решения сложных вопросов относительно hалахи (еврейского закона), объяснения трудных для понимания отрывков Талмуда, рассуждения на теологические и религиозно-философские темы.

Множество этих сборников были написаны на арабском языке и позднее переведены на иврит. В отличие от более поздних подобных сборников, «Тшувот» РаМБаМа были лаконичными. Некоторые его ответы ограничивались лишь парой слов. Иные вопросы были настолько серьезными, что мудрец отвечал на них детально и в полном объеме, причем эти развернутые тексты имели огромную ценность как отдельно взятые труды в мире еврейской религиозной литературы.

ПОСЛАНИЕ ОБ ОТСТУПНИЧЕСТВЕ

Одним из исторических посланий РаМБаМа стало «Послание о вероотступничестве» («Игерет hа-Шмад»), также известное как «Сказание об освящении имени Б-га» («Маамар Кидуш hа-Шем»).

Фанатики-альмохады, захватившие Испанию и Северную Африку, не признавали никакой религии кроме ислама. У всех «неверных» был выбор: принятие мусульманства, бегство из страны или мучительная смерть. Большинство евреев предпочли скитаться по свету, но не предавать веру отцов. Кто-то публично принял ислам, но при этом тайно продолжал исповедовать иудаизм.

В «Послании о вероотступничестве» рабби Моше бен Маймон рассуждает о статусе «скрытых» евреев (названных марранами) с точки зрения еврейского закона. Неоднозначность проблемы позволила РаМБаМу выйти далеко за пределы обычного труда. Он подробно рассуждает о том, кто же все-таки считается вероотступником, с учетом всех условий, при которых человек отрекся от иудаизма. Кроме того, Маймонид высказал свою точку зрения и относительно границ освящения и осквернения имени Всевышнего. Эта работа также была написана на арабском и позднее переведена на иврит.

ПОСЛАНИЕ В ЙЕМЕН

Другое, еще более известное из посланий РаМБаМа — «Послание в Йемен» («Игерет Тейман»), которое представляет собой ответ на письмо йеменского раввина Яакова аль-Фаюми (Jacob al-Fayumi), описавшего в обращении к Маймониду религиозную нетерпимость и жестокие гонения, выпавшие на долю евреев Йемена.

Примерно в 1168 году к власти в Йемене пришел фанатичный мусульманин, который приказал всем евреям страны под страхом смерти принять ислам. Более того, один еврей все же пошел на этот шаг и начал «зарабатывать очки» у нового правительства, убеждая бывших собратьев по вере в истинности мусульманства и Корана. Практически одновременно с этим появился очередной лжемессия.

Ответ рабби Моше бен Маймона был адресован не только раввину, но и всем евреям Йемена. В частности, он высказал собственное видение истоков антисемитизма. Причина юдофобии — зависть язычника участи избранного народа. Не в силах противостоять Творцу, народы мира обращают свой гнев и злобу на Его народ.

Злоба имеет различные варианты реализации: уничтожение еврейского народа; попытки убедить евреев обратиться в другую религию, а также заявления христиан и мусульман об «устаревании» иудаизма. РаМБаМ писал, что все выпавшие на долю евреев несчастья были предсказаны еще великими пророками. Но как в прошлом никому не удавалось уничтожить евреев до конца, так и в будущем все попытки неевреев не будут иметь успеха.

РаМБаМ обоснованно развенчал все попытки мусульман отыскать в Торе предсказания или упоминания о Мухаммеде. Йеменского лжемессию Маймонид называет не иначе, как «сумасшедшим» или «мошенником». РаМБаМ заверил евреев Йемена в том, что Творец пошлет истинного Мошиаха в нужный час.

Послание достигло своей цели — йеменские евреи остались верны своим принципам и религиозным убеждениям несмотря на все страдания и унижения, а зачастую и вопреки смертельной опасности. Рабби Моше бен Маймон использовал все свои связи при дворе Саладина в Египте для того, чтобы предотвратить уничтожение непокорных евреев. Община Йемена с радостью приняла как совет мудреца Торы, так и непосредственную его помощь. И, в благодарность за это, внесла его имя в молитву Кадиш:

«Да установит Он царскую власть Свою при жизни вашей в дни ваши и при жизни всего дома Израиля и при жизни нашего учителя Моше сына Маймона».

В Вавилоне такой чести мог быть удостоен только Рейш Галута (экзиларх).

«Существуют запредельные вещи, недоступные для человеческого разума; пытаться их понять – пустая и невыполнимая затея хотя бы потому, что их постижению мешают “врата восприятия”».

Морэ Невухим, 1:31

Рабби Моше бен Маймон стал не только прославленным знатоком Талмуда и еврейского закона, но еще и классиком еврейской философии. Закончив работу над законодательным трудом «Мишне Тора» , он взялся за описание философии иудаизма — трактата «Путеводитель растерянных» (Морэ Невухим).




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

ИДОЛОПОКЛОНСТВО (Авода зара)

Культ божков, идолов, лепных и рукописных, икон и статуй, которым поклоняются, а также культ природы — поклонение солнцу, луне, звездам ил...

НАДГРОБНОЕ СЛОВО (Геспед)

Восхваления в честь усопшего, упоминающие добрые дела, совершенные им при жизни, и выражающие чувства печали и соболезнования. Еще в древности пр...

РАЗРЕШЕНИЕ СДЕЛКИ (Гетэр иска)

Разрешение брать проценты, несмотря на очевидный запрет, наложенный Торой*. Р. это дается для особых сделок между должником и кредитором. Живя в ...