ЮБИЛЕЙ, или ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД (Йовэл)
И отсчитай себе семь седмин, семь раз по семи лет, и выйдет у тебя сорок девять лет. Тогда протруби в рог в седьмой месяц, в десятый день месяца, в Йом Кипур* трубите в шофар* по всей земле вашей. И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; Ю. да будет у вас [в этот год], и вернитесь каждый — в надел свой, и каждый - к семье своей возвратитесь. Ю. да будет у вас этот пятидесятый год [...] В сей год юбилейный воротитесь каждый во владение свое (Лев. XXV, 8-13).
Год этот называется йовэл , так как в начале года — в Йом Кипур — трубили в шофар, или йовэл (бараний рог). Отсюда же слово юбилей . Пророк Иехезкель называл йовел годом свободы — в этом году получали свободу рабы. Начало Ю. приходится на месяц Тишри*. Важность Ю. состояла в том, что в этом году освобождались рабы, независимо от того, принадлежали они еврею или пришельцу. Согласно написанному в Торе, покупающий раба должен заранее рассчитать, сколько лет тот проработает у него до юбилейного года, и в соответствии с этим определить его цену.
Освящение Ю.Г. начинается в Рош hа-Шана (в первый день Нового года) и завершается в Йом Кипур трублением в шофар, освобождением рабов и возвращением проданных наделов их прежним владельцам.
Семнадцать Ю. было у евреев до разрушения Первого Храма. С разрушением Храма Ю. был отменен. Когда Эзра* привел евреев-изгнанников из Вавилона, начали новый отсчет, и тринадцатый год после постройки Второго Храма был объявлен годом шмита *.
После семи шмитот освящали пятидесятый год — Ю. год.
Аарон (Агарон) - старший брат Моисея и его ближайший помощник. История его жизни изложена в книгах Исход и Числа; Первосвященник.
Абайей — один из самых прославленных амораим, создателей Гемары. Возглавил крупнейшую ешиву в Пумбедите (333 г.). В Талмуде видное место занимают дискуссии А. по вопросам Галахи с его знаменитым современником и другом Равой, руководителем ешивы в г. Мехоза.
Авимелех — 1. Один из филистимских царьков, современник Авраама. 2. Сын пятого из судей израильских, Гид'она (XII в. до н. э.) и его наложницы из Шхема.
Авраам (Аврагам) — первый из трех праотцев еврейского народа (см. ст. Праотцы).
Автальон и Шмайя — Пара руководителей Синедриона (Сангёдрина) в период царствования Антипатра и Ирода (Гордоса).
Агада — см. ст. Галаха и Агада.
Акива — один из величайших законоучителей и духовный вождь еврейского народа, жизнь которого овеяна легендами. См. ст. Мудрецы Эрец Исраэль.
АльбоИосеф (1380-1444) - известный еврейский мыслитель, живший в Испании, автор философской книги Икарим ( Основы ), посвященной догматам иудаизма.
Альфаси Ицхак (1013—1103) — известный ученый и раввин, прославившийся своей книгой Сефер hа-галахот , в которой систематизирована вся законодательная часть Талмуда, имеющей большое практическое значение и в наши дни. Родился на севере Алжира, учился в Тунисе и много лет жил в Марокко в городе Фасе — отсюда его прозвище Альфаси , или Фаси — из Фаса .
р. Ами и р. Аси — см. Мудрецы Эрец Исраэль.
Амида — см. Восемнадцать благословений.
Антиох Эпифан - сирийский царь (175-1.3 гг. до н. э.). Прославился своей исключительной жестокостью, осквернением Иерусалимского Храма, запретом исповедовать иудаизм. Это вызвало всенародное восстание, которое возглавили Хасмонеи, или Маккавеи. См. Ханука.
Анусим — см. Мараны.
Аристобул II— младший брат Гурканоса II, воцарившийся в Иудее в .7 г. до н. э. Гур-канос, слабохарактерный по натуре, уступил престол А. II.
р. Аши — см. Мудрецы Вавилона.
Ашкеназим — евреи, выходцы из Центральной Европы, гл. обр. из Германии, расселившиеся затем в странах Восточной Европы. Большие массы А. в течение многих столетий проживали в России, Польше, Литве, Румынии, Венгрии, а в последнем столетии осели в США, в Канаде и в Южной Африке.
Барайта и Тосефта — части Мишны, которые ее редактор рабби Иегуда hа-Наси в силу ряда причин не включил в канон.
Бар-Кохба — вождь всенародного восстания против римлян (132-135 гг. н. э.), ставший символом мужества и самоотверженности.
Бен-Сира Шим'он (IIв. до н. э.) — выдающийся еврейский мыслитель и поэт. Его Книга Мудрости содержит сотни притч и поучений, многие из которых по своему стилю и лексике близки притчам Соломона.
Бил'ам (Валаам) — знаменитый волшебник из Месопотамии, о котором повествуется в Библии (Числа XXII-XXIV).
Бима — возвышение в синагоге, с которого произносят проповеди, читают Тору, трубят в шофар и т. д.
Великое Собрание — высший законодательный и судебный орган в Иудее со времен Эзры и Нехемьи (см.) и до Шим'она Праведника (см.). См. Мужи В. С.
Воскурения (Кторет) — составленная по особым рецептам смесь благовоний, которые воскурялись священнослужителями в Иерусалимском Храме.
Галут — см. Диаспора.
р. Гамлиэль — 1. Глава Синедриона (см.) и духовный вождь еврейского народа на протяжении нескольких десятилетий, предшествовавших разрушению Второго Храма. См. ст. Мудрецы Эрец Исраэль. 2. Рабан Гамлиэль II, или рабан Гамлиэль де-Явне. См. там же.
Гедальягу — см. ст. Пост Гедальи.
Гилель и Шамай — выдающиеся законоучители, жившие на рубеже старой и новой эры и внесшие огромный вклад в иудаизм.
Гольят (Голиаф) Филистимлянин — см. Давид.
Давид — величайший из еврейских царей, правивший с 1010 по 970 гг. до н. э., утвердивший Иерусалим как вечную столицу страны и передавший в руки своего сына Шломо (Соломона) процветающее государство.
День Суда — см. Мессия.
Драша — проповедь на религиозную тему, произносимая обычно по субботам и праздникам раввином или проповедником ( даршан ), а также подростком, достигшим 13-летия (Бар-Мицва), с целью демонстрации познаний.
Завет — в Библии под этим термином подразумевается божественное обещание хранить наш народ и защищать его, дать ему землю Ханаанскую ( Эрец Кнаан ), вывести его из Египта. Это завет вечный, и он подтвержден неоднократно, в частности, у горы Синай, где мы получили десять заповедей (см. Союз).
Зогар — см. Каббала.
Зрубавел — внук царя Иудеи Иегояхина, умершего в вавилонском изгнании. После того, как Кир, царь Персии (VI век до н. э.), разрешил еврейским изгнанникам вернуться на родину и отстроить Иерусалимский Храм, 3. вместе с Иегошуа бен-Иегоцадаком возглавили 50 тысяч репатриантов.
Ибн-Эзра Авраам — известный ученый-энциклопедист, исследователь иврита, поэт и комментатор Библии. Родился в Толедо (Испания) в конце XI в. Все годы бедствовал, испытывая большие материальные трудности.
Ибур — см. Високосный год.
Иегошуа бин Нун (Иисус Навин) — преемник Моисея, после его смерти руководивший еврейским народом. При нем была отвоевана Земля Обетованная и произведен раздел ее между коленами Израилевыми (XIII в.дон. э).
Иегуда Галеви — великий средневековый поэт и философ, живший в Испании на рубеже XI—XIIвв. Был известен также как выдающийся врач своего времени. Многие его стихи и элегии вошли в праздничные молитвенники, включены в сборники кинот (см). На русском языке издан сборник стихов И.Г. Сердце мое на Востоке (изд. Библиотека Алия , 197.) с большой вступительной статьей о жизни и творчестве поэта, и hа-Кузари (изд. Шамир , 1980).
Иегуда hа-Наси — последний из великих танаим (см.), редактор Мишны (см.), духовный вождь народа (II в.). Из большого уважения к нему современники называли его просто рабби ( мой учитель ). Он даже сподобился звания рабейну hа-кадош ( наш святой учитель ).
Иехезкель (Иезекииль) — пророк, современник Ирмеягу, изгнанный в 598 г. до н. э. вместе с иудейским царем Иегояхином и другими из Иерусалима в Вавилон. И там он пророчествовал в течение 22 лет.
Иешаягу (Исайя) — величайший из пророков, живших в период разрушения израильского царства и угрозы, нависшей над Иудеей со стороны Ассирии. Широко образованный, хорошо разбиравшийся в сложной международной обстановке и общественных проблемах, он обладал также большим поэтическим даром.
Иов — легендарный герой одноименной библейской книги. Из ее 42 глав только первые две и последняя посвящены рассказу о нем и его жизни, остальные же — это проникновенный рассказ о философской дискуссии между И. и его четырьмя друзьями, пришедшими утешить его в связи с неожиданно свалившимися на И. бедами и несчастьями.
Иосеф (Иосиф) —любимый сын праотца Яакова и Рахили, проданный в рабство его брать (…)
Обряды иудаизма:
Почему после авдалы необходимо1. В законах авдалы Ромо на самом деле осуществляет обычай, где необходимо потушить свечку вином, по... |
МенораМено ра (ивр. מְנוֹרָה — менора , букв. «светильник») — золотой семиствольный светильник (семисвечник), который, согласно Би... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |