ТРАПЕЗА (Сэуда)
В еврейском народе издревле существует обычай устраивать Т. для гостей в день важного семейного события. Обычно такая Т. связана с совершением важной мицвы* — сэудат мицва . Авраам* устроил великий пир (трапезу) в день, когда отняли Ицхака от груди. Сказал рав Аха бар Яаков (Иома LXXV): Вначале Израиль был подобен курам, разрывающим навозные кучи, пока не пришел Моисей и не определил им время для Т., как сказано: [...] вечером чтобы есть мясо, а утром — хлеб досыта... (Исх. XVI, 8) . В Талмуде* и мидрашах* много говорится об обычаях Т., в частности, как следует вести себя за столом. Сказано, что почтенные иерусалимцы не принимали приглашения на Т., если не знали заранее, с кем будут сидеть за столом. Существует множество правил поведения за Т.: не есть с жадностью, не чавкать, не есть неряшливо и т. д. Рассказывают о р. Гуна, который зашел в дом р. Нахмана. Спросили его: Как тебя зовут? Ответил: Рав Гуна .' Сказали ему: Сядь, господин, на тахту (во время трапезы сидели на тахте). Подали ему бокал, и выпил он вино в два глотка. Спросили его: Почему, когда сказали тебе сесть на тахте, ты повиновался? . Сказал им: Все, что говорит тебе хозяин дома, — выполняй . Спросили его: Почему ты выпил бокал в два глотка? . Отвечал: Выпивающий свой бокал одним глотком — жаден, двумя — вежлив, тремя глотками - невежда .
В трактате Дэрэх Эрец приводятся правила поведения во время Т.: если двое сидят за столом, старший первым протягивает руку за пищей, а младший за ним, и т. д.
Сэудат мицва — ритуальная трапеза
Вдень, когда освящают новый месяц, устраивалась Т. По словам Рамбама*, это Т. ритуальная. Такими считаются Т. обручения и свадьбы, Т. при совершении обрезания, Т. выкупа* сына-первенца и бар-мицва*, Т. по случаю завершения изучения трактата, Т. по случаю вселения в новый дом и т. п. В Средние века во многих местах устраивали Т. обрядную в день, когда ребенок поступал в хэдэр учить Тору.
Сэудот хова — обязательные трапезы
Это три Т. в Субботу, а некоторые добавляют к ним Т. проводов царицы на исходе Субботы; праздничные Т., а некоторые относят сюда четырнадцать Т., которые еврей обязан съедать в куще*. Т. накануне Йом Кипур* и трапеза Пурима* считаются Т. мицвы. Но Т. Хануки* считается Т. мицвы, только если во время нее беседуют на религиозные темы и поют религиозные песни.
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
День памяти павших в войнах ИзДень поминовения солдат, погибших в войнах за независимость Израиля (Йом а-Зикарон). Каждый год к этому дн... |
Пуримшпили и пуримшпилерыО празднование Пурима еще одним ярким воспоминанием с детства являются театрализованные представления и маскарадные костюмы, кото... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |