АВТОРИТЕТЫ ГАЛАХИ* (Поским)
Так называют мудрецов, определяющих галахот*; авторов комментариев и Ответов на религиозные вопросы. Дословно: те, кто выносит решение .
В эпоху гаонов* возникла целая литература, содержавшая Ответы на вопросы, как следует поступать в тех или иных случаях, в соответствии с галахот Талмуда*. Вопросы присылались гаонам из самых отдаленных еврейских общин. Чтобы пискей-галаха (решения по вопросам галахот) получили как можно более широкий практический смысл, они обсуждались и дискутировались в ешивах*, поэтому посланцы общин, в особенности отдаленных, зачастую долго ждали получения письменного ответа от гаонов. Чтобы облегчить положение отдаленных общин, в ешивах стали заранее собирать, редактировать и систематизировать галахот, содержащиеся в Талмуде, и на основании различных суждений формулировать ясные и определенные постановления. Попытку составить сборник таких галахот псукот ( решенных галахот ) сделал р. Ахай из Шивхи. Он сочинил большую книгу под названием Шеилтот ( Запросы ), в которой распределил талмудический материал по порядку разделов Торы*. Вначале приводится библейский текст, а затем — содержание галахи или агады*, относящихся к этому тексту.
Начиная со второй половины VIII века в Вавилоне* пытались составить кодекс законов. Составление этих сборников связывают с именем р. Иегудая, гаона Суры*, и с именем мудреца более позднего поколения — р. Шим'она Кайры. Сборники эти были дополнены позднее и дошли до наших дней в двух разных версиях. Такого рода книги законов послужили основой кодекса, созданного гениальным Рамбамом* и другими мудрецами после него.
Стремление к сокращенной редакции галахот повлекло за собой ослабление рвения к изучению Талмуда, так как некоторые ограничивались изучением таких сборников, что вызвало неудовольствие мудрецов. Один из гаонов писал в своем Ответе : Нехорошо они поступают и воспрещено это делать, ибо они ослабляют учение, тогда как сказано: нужно увеличить изучение и усилить его. Более того, они ведут к тому, сохрани Господь, что изучение Торы исчезнет из Израиля. А сокращенные галахот не созданы для того, чтобы их заучивать, а только для тех, кто изучил весь Талмуд и занимается им. И если что-либо в законе вызывает у него недоумение и он не в состоянии объяснить себе это, тогда пусть заглянет в кодекс [в эти сборники] .
Шаг вперед в оформлении талмудического материала сделал последователь гаонов Востока, р. Ицхак Альфаси. Плодом его фундаментального труда является собрание галахот, справедливо называемое Малым Талмудом . В этой книге Альфаси собрал из громадного и многогранного Талмуда все выводы и решающие доказательства, исключив предварительные обсуждения и диспуты.
О цели своей книги Яд ha-хазака Рамбам писал в предисловии: Пусть это сочинение объединит всю Устную Тору*, с законами, обычаями и решениями, которые были приняты со времен Моше Рабейну* (Моисея) и до составления Талмуда, как объяснили нам гаоны во всех своих сочинениях, написанных после Талмуда. Посему назвал я это сочинение Мишнэ Тора [дословно: Вторичная Тора ], так как человек читает прежде всего Письменную Тору а затем эту [книгу], и узнает из нее всю Устную Тору, и не должен читать что-либо еще между ними . Квинтэссенция всей талмудической литературы дана им в новом порядке, логичном и последовательном, на чистом иврите, подобном языку Мишны*
В XVI веке была написана книга Турим ( Ряды ), автор ее - р. Яаков бен Ашер. Книга Турим разделена на четыре части. В первой части, Орах хаим , приводятся законы молитв, субботы, праздников и постов. Во второй части, Йорэ дэйа , - законы, относящиеся к пище, к ритуальному убою скота и птицы, к разрешениям и запретам. В третьей, Эвен hа-эзер , — законы супружества и семейной жизни. В четвертой, Хошен мишпат , — законы уголовного и вещного законодательства. Методика Турим послужила основой книги Шулхан Арух , появившейся через двести лет. Шулхан Арух является и по сей день авторитетнейшим кодексом галахот; он послужил источником множества нововведений в Галахе, сделанных, главным образом, раввинами Германии и Польши. Шулхан Арух ( Накрытый стол ) составил р. Йосеф Каро. Впоследствии р. Моше Исерлиш в книге Гамапа ( Скатерть ) пополнил Шулхан Арух своими замечаниями, добавив к нему суждения мудрецов Восточной Европы и обряды, принятые среди ашкеназийских евреев. (Их не включил в свое произведение р. Иосеф Каро, сфардский еврей.) Благодаря Моше Исерлишу Шулхан Арух стал авторитетнейшим религиозным кодексом для всего еврейского народа.
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
Что такое мезуза?Мезуза - это небольшой свиток, изготовленный из кожи животного. На ней рукой опытного переписчика (сойфера) ос... |
КапоресСуществует очень давний обычай, называемый капорес (капарот). Вечером, за сутки до наступления Йом Кипура дня ил... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |