Раби ЗЕЙРА

News image

Раби Зейра – выдающийся праведник и мудрец, оказавший влияние на по...

Раби Элияу бар Нафтали-Герц Кляцкин

News image

Раби Элияу бар Нафтали-Герц Кляцкин (5612—5692 /1852—1932/ гг.) — выдающийся за...

Цемах Шабад

News image

В 1864 году, 5 февраля родился известный литовский и рос...



РЕВНИТЕЛИ, или ЗЕЛОТЫ (Канаим)

Канаим — называли евреев, которые с неимоверным упорством боролись за свой народ, его Тору, за веру. Пинхаса бен Эльазар, священника, который поразил копьем Зимри бен Салу, называет Агада* Р. и сыном Р., т. к. Пинхас был потомком Леви, который был Р. чести сестры своей и перебил всех мужчин Шхема за то, что обесчестили Дину. Пророк Элиягу, убив пророков Баала , сказал. Возревновал я о Господе, Боге Цеваот , и он тоже был, согласно Агаде, Р. и сыном Р. Хасмонеи, бывшие священниками из потомков ветви Пинхаса, тоже ревностно служили Господу в войнах своих с греко-сирийцами. В течение всего периода Второго Храма существовали секты Р., судившие своим более строгим судом, а не по общепринятым законам. Вероятно, в эпоху Хасмонеев и под влиянием Р. были приняты установления, относящиеся к идолопоклонству. А о ессеях* сказано, что они не смотрели на монеты, на которых был вычеканен образ человека или животного, и не входили в город через врата, над которыми было изваяно изображение. По свидетельству Иосифа Флавия, вожди ревнителей объявили, что позор — терпеть власть смертных вместо власти Небес, и это мировоззрение отразилось в древних молитвах, в которых подчеркивается: Нет Бога, кроме Тебя , Нет нам царя, кроме Тебя и т. д.

Дух бунтарства и недовольства явили ревнители еще во время правления Гурканоса. Хизкиягу из Галилеи и его люди первыми пали жертвой кровавого режима, который установил Ирод. Мудрецы Израиля и главы Синедриона, Шмайя и Автальон, вначале противились этому режиму, но в конце концов примирились с ним из стремления к миру. Однако многие бежали и укрылись в пещерах Галилеи, и оттуда сражались с воинами Ирода, защищая свою жизнь и свободу.

Организованное сопротивление Р. римскому владычеству началось с переписи населения в Иудее, согласно приказу римского императора Августа. Целью переписи было установить численность оседлого населения и недвижимого имущества в Иудее, чтобы определить подушную и земельную подати в пользу императорской казны. Перепись, которая производилась весьма строго, наглядно продемонстрировала народу всю тягость иноземного ига и вызвала большое возмущение во всех его сословиях. Возмущение в Иерусалиме сумел утихомирить первосвященник Йоэзер из дома Байтос, но на окраинах Иудеи оно не стихло. Р. возобновили свой бунт, и их вождь, Иегуда из Галилеи, объединился с одним из крайних вождей по имени Цадок и вместе с ним, соединенными усилиями, возглавил борьбу Р. против угнетателей. Иегуда из Галилеи и священник Цадок потребовали от народа не участвовать в переписи, т. е. не позволять римским чиновникам оценивать имущество и считать жителей, т. к. это равносильно рабству. Р. провозгласили, что только Бог может считаться истинным владыкой еврейского народа, а посему грешно признавать над собой власть императора. С этого времени Р. повели войну не только с римлянами, но и в большой степени с евреями, признавшими чужеземное иго. Число Р. постоянно росло, и еврейские правители, назначенные римлянами, вели ожесточенную борьбу с ними. Из среды Р. вышла группа сикариев (кинжальщиков), члены которой совершали покушения на римских ставленников и убивали их. Волнения повлияли на мирно настроенную часть населения, которая не чувствовала себя в безопасности в Эрец Исраэль, и многие перебрались в соседние страны, в Сирию, Малую Азию и государства бассейна Евфрата. Лидеры народа пытались воспрепятствовать этому массовому бегству и предупредить несчастье. В тот период имелось только одно действенное средство предотвратить эмиграцию: объявить, что еврей, переселяющийся за пределы Эрец Исраэль, тем самым осквернился, ритуально нечист. Святость Храма и жертв была превыше всего, их хранили от малейшего осквернения, и объявление человека оскверненным было страшным наказанием, наводившим на народ ужас. Поэтому последователи школ Гилеля и Шамая решили объявить чужие страны оскверняющими: человек, покидающий Эрец Исраэль и переселяющийся за ее пределы, осквернен и не вправе заходить в Храм, пока не подвергнется ритуальному очищению в соответствии с законом. Установление это сократило в некоторой степени эмиграцию из Эрец Исраэль, но не прекратило ее совершенно.

История падения Храма описана в ряде исторических книг. С разрушением Второго Храма прекратилась деятельность ревнителей-канаим.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

ХОЛОСТЯК (Равак)

Человек, который никогда не был женат. Хазал* осуждали X., не желавших жениться. И даже мудрецов, не бравших жены, ибо посвятили се...

ПЕСАХ (ПАСХА)

Праздник П. знаменует вызволение нашего народа из египетского рабства. Мы отмечаем его пышно и торжественно и делаем в его честь ос...

ОМЕР

Сноп колосьев. И этим же словом обозначают меру зерна, которое следует пожертвовать в Храм на второй день Песах, как сказано: ....