Омовение рук
И освящайте себя и будьте святы... — ВА-ЙИКРА 11:44, 20:7/
Сказал раби Йегуда, сказал Рав: ... и освящайте себя — это первые воды*, а будьте святы — это последние воды**. — ВТ, БРАХОТ 536
* Первые воды — омовение рук перед едой с хлебом, перед благословением.
** Последние воды — т. наз. ногтевая вода , которой омывают кончики пальцев перед Биркат га-мазон ( Благословением пищи ), произносимой после еды с хлебом.
Жизнь, посвященная служению Б-гу
Каждое утро перед началом службы в Храме Когэны должны были омывать водой руки и ноги. Это омовение — мицва Торы; без него служение Когэнов было бы противозаконным и потому недействительным;
это преступление /Шмот 30:19-20/. Написано /Шмот 30:21/: При входе их (Когэнов) в Огэл моэд пусть омываются водой — и не будут умерщвлены... .
Повседневная жизнь каждого еврея — это служение Б-гу. Для того чтобы мы помнили об этом, мудрецы установили в определенных случаях омовение рук. Иной раз такое омовение делают и по гигиеническим соображениям.
Омовение рук совершают:
1) Утром, после пробуждения ото сна.
2) После участия в похоронах или посещения кладбища.
3) После супружеской близости.
В этих случаях трижды поочередно обливают водой каждую руку. Мудрецы дают понять, что эти действия важны с психологической точки зрения: в перечисленных ситуациях человек как бы несколько теряет самоконтроль; осуществляемое же согласно установленным правилам омовение рук помогает ему обрести его.
4) Перед основной трапезой (т. е. трапезой с хлебом).
Мудрецы говорят, что стол еврея подобен алтарю в Храме, а процесс еды — храмовой службе. Омовение рук возвышает трапезу до уровня истинно еврейской деятельности, подчиняет и это замыслам Единого Б-га.
В первом и четвертом случаях омовение рук сопровождается брахой.
По гигиеническим соображениям руки омывают: а) выйдя из туалета (вслед за этим произносят благословение, в котором благодарят Б-га за чудеса, скрытые в строении человеческого тела); б) дотронувшись до обычно закрытой части тела; в) после стрижки волос и ногтей.
Галаха
К омовению рук перед трапезой с хлебом предъявлены особые требования. Мудрецы сравнивают нашу трапезу со святой трапезой Когэнов, поэтому необходимо специально подготовиться к еде и очиститься перед ней.
Воду из кружки для омовения следует выливать одной рукой на другую.
Необходимо омыть кисть руки до запястья. Если это возможно, то на каждую руку надо вылить полную меру воды — хотя бы полную кружку. Если воды мало, достаточно трети кружки для обеих рук.
ЗА ЧЕЙ СЧЕТ?
Однажды рав Исраэль Салантер вместе с несколькими учениками гостил в доме своего друга. Ученики очень удивились, заметив, что, омывая руки перед едой, рав Исраэль вылил минимально допустимую меру воды, а не рекомендованную полную меру. Когда его спросили, почему он это сделал, он ответил:
- Должно быть, вы не видели того, что видел я.
- Чего же мы не видели? — спросили ученики.
- Вы не видели, кто приносит воду в дом. Я заметил, что это делает двенадцатилетняя девочка. Она набирает воду во дворе, а потом несет ведра в дом. Чем больше воды мы потратим на исполнение мицвы, тем больше работы будет у бедной девочки. Я предпочитаю соблюдать мицвот за свой счет, а не за счет других людей. / По книге Дова Каца Движение мусара ./
О символике Торы
Следует заметить, что мицва омовения рук как бы противостоит мицве погружения в микву. Руки мы омываем водой из сосуда. Между тем, в микву вода должна поступать естественным путем, без труб, сосудов и прочих искусственных сооружений. Нетрудно понять, в чем тут дело. Погружение в микву как бы выводит нас за пределы этого мира. На мгновенье мы словно погружаемся в первозданные воды творения и выходим оттуда заново сотворенными , очищенными. В омовении же рук важно наше сознательное решение обратить процесс еды в служение Б-гу. Это требует действия, не выходящего за пределы человеческой деятельности и человеческой личности. Поэтому руки омывают водой из сосуда, причем человек сам льет воду.
Трапеза по Торе
В жизни по законам Торы трапеза — это первая ступень процесса облагораживания человека. Наш стол становится алтарем. Есть исключительно ради получения удовольствия, ради того чтобы насладиться вкусом еды и наполнить желудок — недостойно человека. То же можно сказать и о любой другой сфере человеческой деятельности, в которой нас привлекает одна лишь возможность получить удовольствие.
Еда становится процессом, достойным человека, и частью нашего служения Б-гу только в том случае, если мы съедаем ровно столько, сколько нужно, чтобы восстановить силы, необходимые для того, чтобы вести угодную Б-гу жизнь. И точно так же мы сможем преобразовать любую животную функцию нашего тела, если будем действовать указанным образом и с теми же чувствами. Омовение рук перед едой закрепляет этот подход.
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
ШабатПрекращение повседневной, будничной работы в седьмой день недели - одна из главных заповедей Ветхого Завета, ко... |
Стена, окружающая ИерусалимСтена вокруг Иерусалима была построена 25-го Элуля Нехемией. Когда он вернулся из изгнания, перед его... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |