Ездра

News image

Ездра (ивр. עֶזְרָא‎, Эзра — около VI века до н. э....

Царь Соломон

News image

Царь Соломон (на иврите — Шломо) — сын Давида от Ба...

Рабби Шнеур-Залман из Ляд

News image

Историк Шмуэль-Аба (Самуил) Городецкий (1871, Малин, Киевская губерния – 1957, Те...



Омовение рук

омовение рук

И освящайте себя и будьте святы... — ВА-ЙИКРА 11:44, 20:7/

Сказал раби Йегуда, сказал Рав: ... и освящайте себя — это первые воды*, а будьте святы — это последние воды**. — ВТ, БРАХОТ 536

* Первые воды — омовение рук перед едой с хлебом, перед благословением.
** Последние воды — т. наз. ногтевая вода , которой омывают кончики пальцев перед Биркат га-мазон ( Благословением пищи ), произносимой после еды с хлебом.

Жизнь, посвященная служению Б-гу

Каждое утро перед началом службы в Храме Когэны должны были омывать водой руки и ноги. Это омовение — мицва Торы; без него служение Когэнов было бы противозаконным и потому недействительным;

это преступление /Шмот 30:19-20/. Написано /Шмот 30:21/: При входе их (Когэнов) в Огэл моэд пусть омываются водой — и не будут умерщвлены... .

Повседневная жизнь каждого еврея — это служение Б-гу. Для того чтобы мы помнили об этом, мудрецы установили в определенных случаях омовение рук. Иной раз такое омовение делают и по гигиеническим соображениям.

Омовение рук совершают:

1) Утром, после пробуждения ото сна.

2) После участия в похоронах или посещения кладбища.

3) После супружеской близости.

В этих случаях трижды поочередно обливают водой каждую руку. Мудрецы дают понять, что эти действия важны с психологической точки зрения: в перечисленных ситуациях человек как бы несколько теряет самоконтроль; осуществляемое же согласно установленным правилам омовение рук помогает ему обрести его.

4) Перед основной трапезой (т. е. трапезой с хлебом).

Мудрецы говорят, что стол еврея подобен алтарю в Храме, а процесс еды — храмовой службе. Омовение рук возвышает трапезу до уровня истинно еврейской деятельности, подчиняет и это замыслам Единого Б-га.

В первом и четвертом случаях омовение рук сопровождается брахой.

По гигиеническим соображениям руки омывают: а) выйдя из туалета (вслед за этим произносят благословение, в котором благодарят Б-га за чудеса, скрытые в строении человеческого тела); б) дотронувшись до обычно закрытой части тела; в) после стрижки волос и ногтей.

Галаха

К омовению рук перед трапезой с хлебом предъявлены особые требования. Мудрецы сравнивают нашу трапезу со святой трапезой Когэнов, поэтому необходимо специально подготовиться к еде и очиститься перед ней.

Воду из кружки для омовения следует выливать одной рукой на другую.

Необходимо омыть кисть руки до запястья. Если это возможно, то на каждую руку надо вылить полную меру воды — хотя бы полную кружку. Если воды мало, достаточно трети кружки для обеих рук.

ЗА ЧЕЙ СЧЕТ?

Однажды рав Исраэль Салантер вместе с несколькими учениками гостил в доме своего друга. Ученики очень удивились, заметив, что, омывая руки перед едой, рав Исраэль вылил минимально допустимую меру воды, а не рекомендованную полную меру. Когда его спросили, почему он это сделал, он ответил:

- Должно быть, вы не видели того, что видел я.

- Чего же мы не видели? — спросили ученики.

- Вы не видели, кто приносит воду в дом. Я заметил, что это делает двенадцатилетняя девочка. Она набирает воду во дворе, а потом несет ведра в дом. Чем больше воды мы потратим на исполнение мицвы, тем больше работы будет у бедной девочки. Я предпочитаю соблюдать мицвот за свой счет, а не за счет других людей. / По книге Дова Каца Движение мусара ./

О символике Торы

Следует заметить, что мицва омовения рук как бы противостоит мицве погружения в микву. Руки мы омываем водой из сосуда. Между тем, в микву вода должна поступать естественным путем, без труб, сосудов и прочих искусственных сооружений. Нетрудно понять, в чем тут дело. Погружение в микву как бы выводит нас за пределы этого мира. На мгновенье мы словно погружаемся в первозданные воды творения и выходим оттуда заново сотворенными , очищенными. В омовении же рук важно наше сознательное решение обратить процесс еды в служение Б-гу. Это требует действия, не выходящего за пределы человеческой деятельности и человеческой личности. Поэтому руки омывают водой из сосуда, причем человек сам льет воду.

Трапеза по Торе

В жизни по законам Торы трапеза — это первая ступень процесса облагораживания человека. Наш стол становится алтарем. Есть исключительно ради получения удовольствия, ради того чтобы насладиться вкусом еды и наполнить желудок — недостойно человека. То же можно сказать и о любой другой сфере человеческой деятельности, в которой нас привлекает одна лишь возможность получить удовольствие.

Еда становится процессом, достойным человека, и частью нашего служения Б-гу только в том случае, если мы съедаем ровно столько, сколько нужно, чтобы восстановить силы, необходимые для того, чтобы вести угодную Б-гу жизнь. И точно так же мы сможем преобразовать любую животную функцию нашего тела, если будем действовать указанным образом и с теми же чувствами. Омовение рук перед едой закрепляет этот подход.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

РИТУАЛЬНЫЙ УБОЙ СКОТА И ПТИЦЫ (Шхита)

Заповедь шхита является одним из законов кашерности* пищи. Запрещено еврею есть мясо птицы или животного, если он не ув...

ГОРОДА-УБЕЖИЩА (Арей миклат)

Сказано в Торе*: Три города выдели себе среди земли твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе в наследие. Построй се...

ПРАВО НА ЗВАНИЕ РАВВИНА, или СМИХА (Гетер гораа)

Разрешения на должности раввина и даяна* выдавались в старину только в Эрец-Исраэль. Из особого чувства благоговения к Торе и к ре...