Рав АШИ

News image

Рав Аши (4112 – 4186 /352 – 426/ гг.) – один из...

Шимон бен Азай

News image

Шимон бен Азай(в Мишне назван просто Бен Азай) — ученик р....

Новый год хасидизма

News image

Двести одиннадцать лет назад, 19 кислева 5559 года от сотворения ми...



Идолопоклонство — древнее и современное

идолопоклонство — древнее и современное

КУЛЬТ ПРИРОДЫ / НОВАЯ МИФОЛОГИЯ

Да не будет у тебя других б-гов передо Мною. — ШМОТ 20:3

... Как бы не возносил глаз своих к небесам, и не разглядывал солнце, и луну, и звезды — все воинство небесное, и не соблазнялся и не поклонялся им и служил им, тем, которых распределил Г-сподь, Б-г твой, для всех народов под небесами. А вас Г-сподь взял и вывел вас из горнила железного, из Египта, чтобы быть Ему народом, (Его) владением, как и в этот день. — ДВАРИМ 4:19-20

Опасность идолопоклонства

Мы являемся свидетелями бесконечного разнообразия действий сил природы в окружающем нас мире. В глазах многих людей природа стала самостоятельной силой. Мы видим, как люди создают науку и технику, как они проявляют мудрость и глупость, силу и слабость; определяют судьбу и жизнь государств — всего окружающего мира, мы видим, как они создают и разрушают, творят добро и зло. Мы, состоящие из духа и материи, узнаем в себе те же созидательные и разрушительные силы, что и в окружающем нас мире: мы можем стать благословением или проклятием для всего, с чем мы встречаемся на нашем пути.

Ни одна из сил природы не существует сама по себе или по собственной воле, ибо ничто сущее не может быть б-гом: все сотворено Им и служит планам Всевышнего и Вездесущего Б-га. В жизни природы мы видим действие законов Б-га, в жизни народов — провидения Б-га; в нас самих заложены силы, данные Б-гом нам во благо. Как биологический организм, человек подчиняется установленным Б-гом законам природы. Как нравственное существо — он свободен. Наделенные свободой, этим даром любящего нас Б-га, мы призваны подчиняться высшему закону Торы. Все это известно.

Но то, что мы знаем, надо еще вобрать в себя, воплотить в жизнь. Мы должны признавать только одну власть в нашей жизни — власть Б-га. Признавая существование какой-либо иной власти и подчиняясь ей, мы ставим идола на место Б-га.

Тора велит нам не бежать от мира, а, сознавая, что единственным источником сущего является Б-г, как можно лучше использовать действующие в мире силы, в том числе и наши собственные способности.

Как определить, правильно мы используем силы этого мира или проявляем идолопоклонство? Очень просто. Если в деловой сфере мы не выходим за пределы, установленные законами Б-га, — законами честного и открытого ведения дел, законами шабат и праздников, - то не возникает сомнений относительно того, чью власть мы признаем. В противном случае б-гом для нас становится материальная выгода.

Если наши еда и питье, ведение дома посвящены целям Торы — достижению счастья и раскрытию нашего духовного потенциала, — тогда ясно, чью власть мы признаем, что в нашей жизни является целью, а что - средством. В противном случае мы рискуем впасть в идолопоклонство, характерное для богатеющего общества, о котором великий мудрец рабейну Бехайя, живший в XI веке в Испании, сказал: ... чрево — вот их б-г; благоустройство домов — вот их религия .

Только признав Единого и Единственного Б-га высшей силой, управляющей нашей жизнью, и посвятив все свои силы достижению поставленных Им целей, мы станем в полной мере евреями и людьми.

Современное поклонение природе, а в сущности — поклонение себе

Люди, приписывающие какой-либо части сотворенного качества, присущие одному лишь Б-гу, впадают в идолопоклонство. Когда те, кому следовало бы лучше разбираться в истинном положении вещей, называют природу дальновидной, мудрой, всемогущей силой, - это и есть идолопоклонство, язычество.

Загнанные в угол, они вынуждены признать, что все это лишь пустые слова. Природа — идол, в которого они верят, — слепой б-г. Они убедили себя, что им удалось изгнать из вселенной Б-жественное провидение. Все существующее возникло случайно, — утверждают они. Появление человека не было заранее запланировано; никто не ставил своей целью его создание . Но, как удачно выразился известный еврейский мыслитель раби Шломо Давид Сасон /1915 — 1985/, нам предлагают поверить в невероятное — в то, что этот крепкий, сильный и полный жизни ребенок — т. е. все великое, удивительное и чудесное обилие жизни - является плодом союза мертвых родителей, называемых естественный отбор и случайная мутация .

Создатель этой теории, Чарльз Дарвин, однажды написал: Я трепещу, когда думаю о глазе . И есть отчего! Вы только представьте себе: крошечная сетчатка со своими детекторами света, 7 миллионов колбочек высокой разрешающей способности; 120 миллионов сверхчувствительных палочек, обеспечивающих восприятие при слабом освещении! А системы автоматической фокусировки, увеличения образов, детектор движения, другие сложные системы обработки данных!.. Как поверить, что все это возникло случайно. А ведь то же самое можно сказать о любом функционирующем органе живого организма.

Что же заставляет людей игнорировать собственные ощущения и отрицать существование изначального замысла, проявляющегося как упорядочивающий принцип во вселенной? Основная причина — стремление человека к власти. Оно побуждает людей видеть в самой жизни механизм, который может быть поставлен под контроль и подчинен им. Следуя своему эго , они утверждают, что единственный замысел, существующий во вселенной, — это замысел человека. Они доверительно сообщают, что мы скоро приблизимся к тому моменту, когда человечество сможет полностью управлять своей судьбой. Они говорят: Эволюция не будет более судьбой, неизбежностью, навязанной извне. Можно предположить, что она станет контролируемой человеком, в соответствии с его мудростью и его ценностями /Т. Добжанский, Эволюция человечества, 1962, стр. 346-7/.

Новая мифология

Как и все другие виды идолопоклонства, она противоречива и абсурдна. Ученые считают, что человек — не более чем горстка праха в пустой и бессмысленной вселенной; он полностью зависим от воздействия внешних сил. Это одна сторона мифа. С другой стороны, благодаря аналитическому мышлению и научному познанию, человек может свободно выбирать или направлять свою судьбу в соответствии с его мудрыми и нравственными задачами и замыслами. Несомненно, вопиющей непоследовательностью и алогичностью было бы допустить, что знание о силах, которые тотально детерминируют всю жизнь людей, даст им свободный и моральный контроль над этими же силами.

Но дело не только в противоречивости этого мифа;

дело в том, что знание не делает человека лучше /см. гл. 68/. Наоборот, знание — это власть, а власть совращает. Цивилизация науки может стать гибельной для человечества, если те, кто управляет ею, лишены абсолютных нравственных ценностей и руководствуются лишь собственными ложными и пристрастными взглядами. Опыт нашего времени трагически подтверждает это предсказание. Наша хваленая технология несет в себе опасность уничтожения всего живого; попадая в руки злодеев, современная техника уже приводила к огромным разрушениям. Людская алчность и страх делают ее развитие совершенно бесконтрольным. Даже сознавая скрытую в ней возможность совращения всего мира и дегуманизации человека, мы не в силах осуществлять эффективный контроль над направлением и целью ее развития. Это — дорогая цена за претенциозную мечту о человечестве, мудро управляющем своим предназначением во вселенной.

Тора требует от нас изначально отвергнуть все формы поклонения человеку и быть готовыми принять истинный источник свободы человека — свободного Б-га, пребывающего вне природы и над природой, Б-га, Чей замысел ведет нас к истинной жизни.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

НАСЛАЖДЕНИЕ СУББОТЫ (Онег шаббат)

Каждый еврей обязан услаждать себя в Субботу добрыми яствами и изготовлять их специально в честь Субботы, как сказано: И на...

КИВОТ, или КОВЧЕГ ГОСПОДЕНЬ (Арон hа-Шем)

Тора* и другие священные книги повествуют об особом и единственном в своем роде ларце - кивоте Господнем, который изготовил Бецальэль бе...

СЕМЬ (Шив'а)

Число семь часто встречается в Торе*, в Талмуде* и в каббалистических книгах. В Торе сказано: И завершил Бо...