Рабби Мозес из Дессау – отец Гаскал

News image

«От Моисея до Моисея не было равного Моисею». Вот какую оц...

Царь Шломо

News image

Царь Соломон. Сын царя Давида и Бат Шевы, получивший прозвище «м...

Рабби Лейб Раскин

News image

В воскресенье 2 мая 2004 года вернулась к Создателю душа ра...



РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ

религия и философия

Иудаизм имеет вполне традиционные основания, которые позволяют ему без задней мысли и зависти усматривать праведность и причастность истине во многих, если вообще не во всех представительных религиях. Иудаизм своеобразен именно тем, что он исходно плюралистичен; тем, что он не стремится сталкивать религиозные общины по принципу их спасительности и гибельности . Рав Авраам Ицхак Кук пишет: Относительно других вер… я считаю, что в задачи Израиля вовсе не входит вредить им и разрушать их, подобно тому как мы не намереваемся нарушать законов, установленных в мире народами, но призваны лишь улучшать и возвышать их. В особенности это касается тех вер, которые присоединились к источнику Израиля .

Гений философии

В недельной главе Шмини описывается первое храмовое Богослужение, в ходе которого: явилась слава Господня всему народу (9:23).

Не так давно обращаясь к теме славы Господней, я привел следующую мишну Хагига : Всякий, кто не дорожит славой Владыки, лучше бы ему было не являться на свет – и соответствующий комментарий Рамбама: Это означает, что для него – не быть среди людей и принадлежать другому виду живых существ было бы лучшим существованием, чем существование в качестве человека, который стремится познать вещь не подобающим для этого путем, и не в соответствии с ее природой… , и далее: под этими словами подразумевается тот, кто не дорожит своим разумом, ведь разум и есть слава Господа. И поскольку он не осознает величия этой вещи, дарованной ему, то оказавшись беззащитным перед своими влечениями, он становится подобным животному .

С Рамбамом трудно не согласиться: человек лишь тогда человек, когда он мыслит. И галактики есть, и камни есть, и звери есть, и люди есть. Но быть в таком же только смысле, в каком есть галактики, человеку явно недостаточно, ему мало физически наличествовать, для него существенно отражать в сознании свое бытие. Только тогда он по-настоящему есть. Мыслю для человека – это и есть существую . Ценность, если угодно, слава бытия усматривается не столько в самом его наличии, сколько в осознании этого наличия. Как сказал рави Акива: Любим человек тем, что создан по образу Божию, и дополнительно любим тем, что знает, что создан по образу Божию» (Перкей авот 3.18)

Но отражать в сознании собственное бытие, то есть самоидентифицироваться, на деле означает непрерывно сравнивать. Как физическое зрение постоянно сканирует окружающее, а застывший глаз ничего не видит, так же и ум: он меркнет, если не сравнивает. Разум – это способность соотнесения, способность сопоставления.

Это базисное свойство человека в своем предельном виде проявляется в философии. Причем некоторые сопоставления философов нередко буквально шокируют людей. Неудивительно, что философия имеет своих мучеников. Первый из них, Сократ, был отравлен согражданами, эта же участь угрожала Аристотелю, бежавшему из Афин, а некто Зоил и вовсе был распят (за свою рационалистическую критику Гомера).

В лучших своих проявлениях философия являлась подвигом и несла людям утешение, сродное с тем утешением, которое несет религия (вспомним Утешение философией Боэция). Иными словами, философия определенным образом причастна моральной славе , и ее путь может сближаться с путем религии.

Между тем философия – это все же не религия. И любящая все сравнивать философия уже давно выяснила для себя, в чем состоит разница между ней и религией. Если начало философии – удивление, то начало религии – это благоговение, восхищение и трепет.

Религия утверждает, что для того чтобы быть человеком, недостаточно лишь последовательно и грамотно сравнивать и отражать . Для того чтобы быть человеком, прежде всего необходимо благоговеть, необходимо замечать, в присутствии Кого ты постоянно находишься. Однако для того чтобы испытывать это благоговение, человеку опять же необходимо уметь отражать, уметь сопоставлять. Чтобы в этом убедиться, достаточно привести небольшой, но всем хорошо знакомый пример - религиозную нетерпимость.

Поругание Имени

Лев Толстой (представляющий собой в данном контексте пример скорее именно гонимого мыслителя, нежели гонимого верующего) в следующих обидных словах сравнил эту общую для всех религий склонность признавать лишь свою правоту: Я сближался с верующими разных исповеданий: католиками, протестантами, старообрядцами, молоканами и др. И много я встречал из них людей нравственно высоких и истинно верующих. Я желал быть братом этих людей. И что же? То учение, которое обещало мне соединить всех единою верою и любовью, это самое учение в лице своих лучших представителей сказало мне, что это все люди, находящиеся во лжи, что то, что дает им силу жизни, есть искушение дьявола и что мы одни в обладании единой возможной истины. И я увидал, что всех, не исповедующих одинаково с нами веру, православные считают еретиками, точь-в-точь так же, как католики и другие считают православие еретичеством….. Говоришь себе: да не может же быть… Что-нибудь тут есть. Есть какое-нибудь объяснение, - и я думал, что есть, и отыскивал это объяснение, и читал все, что мог, по этому предмету, и советовался со всеми, с кем мог. И не получал никакого объяснения, кроме того же самого, по которому сумские гусары считают, что первый полк в мире Сумский гусарский, а желтые уланы считают, что первый полк в мире - это желтые уланы. Духовные лица всех разных исповеданий, лучшие представители из них, ничего не сказали мне, как только то, что они верят, что они в истине, а те в заблуждении

Конфессиональная рознь предполагает какую-то неправдоподобную способность уклоняться не то что от интеллектуальной честности , но вообще от элементарного мыслительного процесса. В диалоге Гиппий большой Сократ задает свой знаменитый вопрос: что такое прекрасное? Кто-то ему отвечает, что это прекрасная девица, кто-то, что прекрасная лошадь. Но Сократа интересует другое, он спрашивает что такое прекрасное само по себе , то прекрасное, которое опознается и в девице, и в лошади?

Человека влечет истина сама по себе и праведность сама по себе. Человек оказывается (удерживается) в той или иной конфессии, потому что видит праведность в ее приверженцах. Однако если при этом он категорически отказывается признавать наличие этой праведности у людей других вер, он производит более чем странное впечатление. Это как если бы один человек видел прекрасное только в прекрасных цветах, второй только в прекрасных девушках, третий только в прекрасных рыбах и пр.

Праведность, как и красота – это то, что опознается само по себе и влечет богобоязненные души в ту или иную конфессию (как кто-то разводит рыб, а кто-то сажает цветы), но при этом немыслимо, чтобы эта праведность перестала бы узнаваться в представителях других вер. Когда человек согласен отмечать признаки праведности только у лиц определенной конфессии, речь вне всякого сомнения идет об идеологии. Оскорбление человеческого разума, каковым является запрет сравнения и сопоставления – это не защита религии, а осквернение Божественного имени. Мне остается только отметить, что иудаизм оригинален и силен как раз тем, что способен своими традиционными средствами вписаться в тот мир философско-демократических соображений, которые я только что представил.

Иудаизм имеет вполне традиционные основания, которые позволяют ему без задней мысли и зависти усматривать праведность и причастность истине во многих, если вообще не во всех представительных религиях.

Характерно, что в своем перечне нетерпимых вер Толстой не указывает иудаизм. Скорее всего, это случайность. Во всяком случае по моим наблюдениям многие религиозные евреи так же страшатся мысли, как и многочисленные православные, исламисты и другие истового верующие сыны Адама. Не так давно мне довелось слышать выступление рава Йоава Малхи, который доказывал пагубность свободного исследования ( махшева мешутетет ). По его мнению, мыслить хорошо в пределах заданной учителем темы, но что сверх того – то пагубно для души. Более всего меня поразило, как один слушатель, прекрасно понявший задание, в простоте сердца спросил: как же выйти из этого мыслительного цикла ( маагалль хамахшева ), - то есть попросту, как перестать думать?

Рав ответа не дал. Сказал лишь, что вопрос показывает, что его слушатель находится на верном пути. Поистине евреи – люди, и ничто человеческое им не чуждо. Но все же беспристрастный анализ показывает, что в целом иудаизм своеобразен именно тем, что он исходно плюралистичен; тем, что он не стремится сталкивать религиозные общины по принципу их спасительности и гибельности . В Талмуде провозглашается, что среди всех народов есть праведники, имеющие удел в мире грядущем. Рав Авраам Ицхак Кук пишет: Относительно других вер… я считаю, что в задачи Израиля вовсе не входит вредить им и разрушать их, подобно тому как мы не намереваемся нарушать законов, установленных в мире народами, но призваны лишь улучшать и возвышать их. В особенности это касается тех вер, которые присоединились к источнику Израиля , далее рав Кук пишет о примирении Иакова и Эсава (Игерет 113).

В вопросах истины иудаизм традиционно не различает между своими и чужими . Так по мнению раби Моше Хаима Луцато, разделенность на Израиль и народы сохранится также и в мире Грядущем (Дерех Хашем (часть 2 гл 4.7), однако она будет носить не сущностный характер, а такой же функциональный, который она носит в мире этом. Избавляется все объединенное человечество, а не отдельно Израиль. Так Луцато пишет: Поскольку человеческий род был создан с добрым начало и злым началом и свободой выбора, то не исключена возможность того, что какие-то индивидуумы будут хорошими, а какие-то плохими. И в конце концов, плохие должны быть отвергнуты, а хорошие собраны вместе, и будет сделана из них одна общность, которой предназначен мир Грядущий и постигаемое в нем истинное благо (Часть 2 гл.2.2).




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

КАРАИМЫ (Краим)

Начало движения К. связано с борьбой за власть в еврейском самоуправлении. В 7.5 г...

КАНТИЛЛЯЦИОННЫЕ ЗНАКИ (Таамей hа-микра)

Знаки, обозначающие краткие мелодические формулы для библейских текстов, в соответствии с традицией, регулирующие изменение интонации при чтении и определяющие связь сл...

БЛАГОСЛОВЕНИЕ МЕСЯЦА (Биркат hа-ходеш)

В последнюю субботу уходящего месяца в синагоге после чтения Торы благословляют грядущий месяц и объявляют день начала нового месяца. Определение пе...