Рав ЙОСЕФ бар ХИЯ

News image

Рав Йосеф бар Хия (в Талмуде назван просто «рав Йосеф»; ум...

Рав Деслер о тшуве

News image

1. На сегодняшний день, когда нет Храма и когда также нет ...

«Видеть» Б-га

News image

Любавичский Ребе любил рассказывать историю о пятилетнем мальчике и 99-летнем ст...



Иудаизм. Основы вероучения

иудаизм. основы вероучения

...Пусть признают и поймут все жители земли,
что пред Тобою следует преклонять колени...
Перед Тобой, Господь, Бог наш, склонятся они...
и все они подчинятся Твоей Царской власти...
Алейну (молитва)

Догматы ортодоксального иудаизма

Вероучение иудаизма, базирующееся на его священных текстах, включает как минимум четыре элемента:
1) исповедание Единого Бога;
2) концепцию богоизбранности еврейского народа;
3) доктрину Завета (священного договора) между Яхве и Израилем;
4) учение о Мессии.

1. Евреи исповедуют бессмертного, вечного, всемогущего, вездесущего и безграничного Бога-творца и причины всего сущего, что выражено формулой «эг'ье ашер эг'ье» («Я есмь Сущий»). Бог бестелесен и не имеет зримого образа, но адекватен «земному» разуму, поскольку человек создан по Его образу и подобию. Принцип единобожия выражен в иудейском символе веры Шма, которым начинаются богослужения: «Слушай, Израиль! Господь наш Бог, Господь один!..»

В иудаизме сложился обычай не употреблять в обиходной речи имени Бога, заменяя его различными эпитетами, в частности, словом «Адонай» («Владыка», «Господь»). Нередко хранители священных текстов ставили к согласным буквам слова «Яхве» (YHWH) знаки огласовки для слова «Адонай», вследствие чего возникла широко распространенная транскрипция «Иегова» — искаженная форма имени «Яхве».

Основы вероучения

2. Согласно преданию, Яхве возлюбил потомков Авраама, Исаака и Иакова больше других народов: «Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Второзаконие, 14:2). Израильский народ призван вносить святость в мир, трудиться над усовершенствованием жизни и подготовить людей к тому времени, когда все человечество признает Яхве своим Богом.

Учение об избранности иудеев никогда не вызывало особого восторга со стороны нееврейского мира, однако именно этническая замкнутость иудаизма явилась важнейшим фактором его жизнестойкости. Это объясняет, почему иудейская ортодоксия с давних пор (и до сего дня) крайне отрицательно относится к ассимиляции евреев и не приветствует смешанные браки. Еще в 444 г. до и. э. в состав еврейского права вошел закон, запрещающий вступать в брак с инородцами, перешедшими в иудаизм за годы вавилонского пленения (586—538 гг. до н. э.). Такая мера была направлена в первую очередь против самаритян, финикийцев, населявших Галилею (потомков древних ханаанских народностей), и идумеев — арабов, поселившихся в бывшей земле филистимлян, в окрестностях Газы.

Таким образом, в основе догматики иудаизма лежат две противоречащих друг другу идеи: универсализма и национального избранничества. С одной стороны, иудаизм отрицает существование иных богов, кроме Яхве, и ставит своей целью признание Его всем человечеством в качестве Единого Бога. С другой стороны ' доктрина богоизбранности «дома Израилеза» препятствует распространению иудаизма среди народов, этнически не связанных с евреями, и объективно исключает возможность религиозного диалога с другими конфессиями.

3. Еврейские мудрецы говорят, что избранничество — это, прежде всего, бремя ответственности. Завет (брит) между Богом w Его народом представляет собой двухсторонний договор, связывающий каждую из сторон взаимными обязательствами. Яхве навеки берет Израиль под свое крыло, дарует ему Палестину (называемую также обетованной, то есть обещанной, землей) и бесчисленное потомство, великое будущее и власть над миром. Но все это дается на определенных условиях. В обмен евреи должны выполнять заповеди (мицвот) — нормы поведения, от которых освобождены другие народы.

Десять Заповедей, полученных Моисеем на Синайской горе (греч. Декалог), устанавливают наиболее общие правила человеческого поведения: единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе (напрасно), соблюдение Шаббата (субботы), почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и пожелания чужого имущества.

В период формирования догматики иудаизма число заповедей увеличивалось и достигло 613 (таким оно остается и по сей день). 248 из них — положительные (т. е. повеления), остальные 365 — отрицательные (т. е. запреты). Мицвот регулируют порядок богослужения, судебную систему, процесс развода, включают пищевые запреты, хозяйственные установления, правила ритуальной чистоты, гигиенические требования, запреты на соединение несовместимых сущностей (льна и шерсти, зерновых и бобовых, мясной и молочной пищи, двух разных тягловых животных в одной упряжке) и др. Особые предписания касаются Шаббата и праздников.

Иудеи видят в мицвот и важное средство формирования личности: «...заповеди даны, чтобы облагородить человека» (Талмуд). Например, законы о наказании преступника воспитывают уважение к человеческому достоинству, а законы о ссудах и займах учат сочувствию к бедным. Часть мицвот относятся к категории хуким. Это нормы, не имеющие рационального объяснения, — таковы, например, установления кашрута. Они позволяют выразить безоговорочную преданность Господу и развивают внутреннюю дисциплину.

На более глубоком уровне соблюдение мицвот рассматривают как форму непосредственного эмоционального сближения с Богом. Само слово мицва («заповедь») родственно другому ивритскому слову, означающему «соединение».

Человек сотворен свободным, поэтому он вправе отказаться от выполнения мицвот. Однако несоблюдение Закона иудеем, вступившим в Завет, становится грехом и влечет за собой заслуженную кару, причем уже в этой жизни. Бедствия и гонения, которые обрушивались на евреев в изгнании (как и само изгнание) во все времена рассматривались иудаизмом как воздаяние за отступничество и грехи.

4. Согласно иудейской традиции, избавление еврейского народа от страданий наступит с приходом помазанника Божьего и потомка Давида — Мессии. Царь-освободитель явится в виде смиренного учителя, установит на земле светлое царство Яхве, и все евреи, рассеянные по миру, чудесным образом будут перенесены в Иерусалим. Мертвые воскреснут, восторжествуют мир и братство людей. Вера в конечное торжество Единого Бога проявляется в ежедневной молитве и в пасхальном пожелании: «В следующем году—.в Иерусалиме!»

Каббала: мистический аспект вероучения

Каббалисты исходили из того, что в Торе в символической форме закодировано эзотерическое знание о человеке и Вселенной. Они вели умозрительные поиски эманации божественного в материальном мире и развили учение о сфирот— 10 взаимодействующих ипостасях Бога, управляющих материальным миром. 10 сфирот вместе с 22 сакральными буквами древнееврейского алфавита составляют 32 «тропы мудрости» Древа Жизни.

В мистической традиции Древо Жизни — один из наиболее универсальных символов Вселенной. Человек мыслится как миниатюрное Древо Жизни — микрокосм. Отделившись от «материнского» Древа, он получил обитель на Земле, в самом центре плотной материи. Каббалисты называют эту обитель сефирой Малькут — десятой сефирой Древа, в которой пересекаются дух и материя, «небесное» и «земное». Существование в десятой сефире позволяет восходить к самой вершине бытия, где обитает Бог, и спускаться вниз, к «корням», чтобы напитать физическое тело качествами остальных сефир.

Наряду с Каббалой, основанной на принципах философской логики, существовала Каббала практическая, которая вызывала крайне неодобрительную реакцию со стороны ортодоксальных иудеев. Каббалисты-«практики» придавали важное значение мистическому созерцанию и разрабатывали особые техники погружения в транс, позволяющий, как они полагали, приобщиться к божественному откровению. «Практический» мистицизм осуждался раввинами и предавался анафеме. Так, последователи каббалиста Саббатая Цви (1625-1676 гг.) были отлучены от еврейской общины.

Тем не менее именно Каббала легла в основу хасидизма (хасид — «благочестивый») — течения еврейской религиозной мысли, которое в XVIII—XIX вв. становится доминирующим, особенно среди иудеев Волыни, Подолии и Галиции. Хасидизм отрицал авторитет раввинов, проповедовал аскетизм и почитал цадиков— хранителей божественных тайн, праведников, находящихся в постоянном общении с Яхве и одаренных сверхъестественной силой. Хасиды считали, что цадиком способен стать каждый, кто соблюдает миц-вот. Долгое время официальный раввинат противился распространению хасидизма и даже возглавил движение за отлучение хасидов от иудаизма — митнагдим («противостоящие»), но впоследствии смирился с существованием этой традиции, истолковав ее как эзотерический компонент ортодоксальной веры.

Изначально Каббала представляла собой «тайное знание», доступное узкому кругу посвященных. В начале XVIII в. рабби Исраэль Баал Шем Тов изложил его основы в популярной форме, и древнее учение стало доступным для самого широкого круга лиц, неравнодушных к мистике (сегодня к их числу относится, например, американская поп-звезда и страстная каб-балистка Мадонна).

Числовая мистика Каббалы

Бог — один. Поэтому единица понимается как исходное мужское начало, чистый принцип, основа всех чисел и самой жизни. Число 1 — это сумма всех возможностей. Ее частями являются все сотворенные существа.

Древо Жизни делится на 2 основные группы сфирот — Хесед и Гебура, которыми управляют соответственно Юпитер и Марс. Число 2, Хесед и Гебура, символизируют биполярность мира, разделенность на мужское и женское начала.

Число 3 символизирует совершенную полноту, триединство мужского и женского начал и объединяющего их взаимопритяжения. Три буквы иврита — алеф, мем и шин — соотносятся с тремя первоэлементами — воздухом, водой и огнем.


Число 4 и его геометрический эквивалент — квадрат — обозначают единство Бога и сотворенного им материального мира (четыре направления в пространстве, четыре иерархических уровня Торы, четырехугольник небесного Иерусалима).
Число 5 символизирует страх. Две скрижали Моисеева Закона соотносятся с двумя ладонями человеческой руки: 5 заповедей открытых и 5 — сокрытых.
Число б, графически выраженное в Звезде Давида, или печати Соломона, понимается как принцип совершенного равновесия и символ человеческой души.
Число 7 воплощает эзотерическое знание о природе вещей (7 великих праздников в году, 7 ветвей ме-норы, 7 лет строительства Первого Храма).
Число 8 — «число Господа» (8 дней освящался Храм; численное значение букв имени Бога равно 8).
Число 9 — «число Адама» (число человечества). На иврите Адам пишется как ADM. Числовое значение буквы А — 1, D — 4, М — 40. Если сложить эти числа, мы получим 1+4 + 4 + 0 = 9. Число колен Изра-илевых, возведенное в квадрат (122 = 144), также дает число 9(1+4 + 4).
Число 10 — числовое значение буквы J, первой буквы имени Бога. Десятка символизирует мироздание (число сфирот, обычно изображаемое в виде Древа Жизни), мистическое возвращение к единству (4 буквы имени Бога, расположенные в форме треугольника, дают число 10 — тетраграмматон) и божественную полноту (10 имен Бога; 10 заповедей; 10 умывальников, столов и подсвечников в Храме Соломона; 10 левитов, правящих до Потопа).

Согласно Каббале, 10 представляет собой особого рода единицу — изначальный дух, облеченный тончайшей материей. Грехопадение человека заключалось в том, что он не смог различить единицу и ноль и поставил ноль впереди, отдав предпочтение материи.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

СУББОТА (Шаббат)

Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякое дело твое. День же седьмой - суббота Гос...

РАЗРЫВАНИЕ ОДЕЖДЫ (Криа)

Разрывание одежды служит знаком и проявлением траура. Яаков разорвал одежды свои, получив известие о смерти сына своего Йосефа. По семи ро...

МИШНА

Мишна — от глагола шано . Этот глагол, первоначальное значение которого - повторять , в талмудической лит...